Диагностическая гистероскопия – процедура, во время которой врач осматривает поверхность внутреннего слоя матки – эндометрия, задний свод влагалища и цервикальный канал, проходящий внутри шейки. Методика позволяет выявить разнообразные патологические процессы, в том числе злокачественные опухоли.

Диагностическая гистероскопия в СПБ
Диагностическая гистероскопия в СПБ. Автор фото svitlanah

В отличие от оперативной гистероскопии, диагностическая не подразумевает проведения каких-либо процедур. Врач только проводит осмотр и фиксирует обнаруженную картину в документе – протоколе.

Стоимость малых операций хирурга-гинеколога в Университетской клинике

Стоимость Цена, руб.
Гистероскопия диагностическая с наркозом, биопсией эндоцервикса и эндометрия и гистологическим исследованием 18200
Гистероскопия лечебная с наркозом (гистерорезектоскопия, полипэктомия, гистологическое исследование эндоцервикса и эндометрия) 18200
Удаление внутриматочной спирали с наркозом при отсутствии проводных нитей под контролем гистероскопии 12000
Удаление кист влагалища, включая анестезию или наркоз 18500
Вакуум при замершей беременности (до 12 недель) с наркозом и гистологическим исследованием 12000
Раздельное диагностическое выскабливание с наркозом гистологическим исследованием под контролем гистероскопа 12000

Показания к проведению диагностической гистероскопии

• Нарушения менструального цикла – нерегулярные, слишком длительные, короткие, обильные, скудные, болезненные менструации. Обследование позволяет выяснить причину такого состояния, чтобы впоследствии провести лечение выявленных нарушений.
  • Ациклические маточные кровотечения – выделение крови между менструациями.
  • Гиперпластические процессы в матке – утолщение внутреннего слоя матки – эндометрия, выявленное на УЗИ. При выраженных гипертрофических процессах предпочтительнее гистерорезектоскопия – процедура, сочетающая осмотр поверхности матки – диагностическую гистероскопию с выскабливанием разросшейся ткани.
  • Бесплодие – с помощью процедуры можно выяснить причину отсутствия беременности.
  • Подготовка к ЭКО и другим репродуктивным процедурам. При проведении процедуры можно увидеть, готова ли слизистая матки к подсадке эмбриона и в состоянии ли женщина выносить беременность.
  • Привычные выкидыши и повторяющиеся замирания беременности – осмотр матки дает возможность узнать, какими причинами вызваны такие состояния и что мешает нормальному протеканию беременности.
  • Подозрение на опухоли. Процедура дает возможность осмотреть образования.
  • Диагностика эндометриоза – заболевания, при котором внутри маточной полости образуются кисты, наполненные кровью. Исследование дает возможность определить распространенность эндометриоидного поражения, чтобы определиться с дальнейшим лечением.

Гистероскопия (гистерорезектоскопия) — самый современный хирургический метод лечения гиперплазии и полипов — за 18200 рублей. В нашей клинике процедура длится 1,5 часа. Включено: консультация врача анестезиолога и хирурга-гинеколога в день операции, операция на современном видеокомплексе, внутривенный щадящий наркоз (пропофол), гистологическое заключение, антибактериальная профилактика, обезболивание и пребывание в палате (2 часа).

Противопоказания к проведению диагностической гистероскопии

• Менструальный период.
  • Стеноз цервикального канала – патологическое состояние, при котором канал шейки матки настолько сужен, что в него невозможно ввести инструмент.
  • Беременность.
  • Половые инфекции. Диагностическую гистероскопию не проводят из-за риска распространения инфекционного процесса на всю репродуктивную систему.
  • Крупные новообразования внутри матки, которые не дают возможность осмотреть эндометрий.
  • Большое количество внутриматочных спаек. В этом случае целесообразнее провести лечебно диагностическую гистероскопию, во время которой осмотр внутренней поверхности матки сочетается с хирургическим лечением.
  • Обострение хронических заболеваний.
  • Острые инфекционные процессы.

В какое время лучше проводить диагностическую гистероскопию

Идеальное время для проведения процедуры – период после окончания критических дней. В это время внутренний слой матки эндометрия тонкий, и на нём хорошо видны все патологические очаги. После месячных можно рассмотреть устья маточных труб, находящиеся в области дна матки. К середине цикла эндометрий утолщается, покрывается складками и бороздами, поэтому осмотреть его поверхность становится гораздо сложней.

В некоторых случаях процедура проводится в другие дни. Например, при бесплодии её делают в середине цикла, чтобы оценить готовность эндометрия принять яйцеклетку.

При недостаточности прогестерона – гормона, сохраняющего беременность и отвечающего за нормальное протекание второй половины менструального цикла, процедура проводится перед началом критических дней.

У женщин в период климакса исследование можно проводить в любой день. У таких пациенток эндометрий тонкий и его всегда можно хорошо рассмотреть.

Поэтому время проведения диагностической гистероскопии подбирает врач, исходя из заболеваний, имеющихся у женщины, и ее возраста.

Техника проведения диагностической гистероскопии

Процедуру проводят в специализированном кабинете на гинекологическом кресле. В зависимости от применяемого оборудования, общего состояния женщины, её пожеланий и чувствительности к боли используется местная анестезия или лёгкий общий наркоз.

Существует щадящий метод диагностической гистероскопии – офисный, при котором внутрь матки вводится очень тонкий гистероскоп, практически не вызывающий боли и дискомфорта. Такую процедуру можно проводить вообще без анестезии.

Вначале внутрь половых органов вводится специальное зеркало, позволяющее найти и осмотреть шейку матки. Шейка фиксируется с помощью специального инструмента, называемого пулевыми щипцами. Это приспособление напоминает большие ножницы с острыми кончиками.

Затем врач берёт прибор гистероскоп. Это устройство состоит из гибкой или жесткой трубки, оснащенной источником света и камерой, которая передает изображение на экран. Внутри аппарата находится канал, через который подается раствор физиологический раствор (0,9% р-р соли). Жидкость расправляет ткани, позволяя их детально рассмотреть.

Гистероскоп

Существуют два основных типа гистероскопов:

• Жёсткие, имеющие плотную негнущуюся основу. При введении они требуют значительного расширения шейки матки. В этом случае канал, проходящий в шейке, расширяют специальными устройствами – расширителями.
  • Гибкие гистероскопы (гистерофиброскопы). Из-за своей эластичности эти устройства не требуют значительного расширения канала шейки, а тонкие офисные аппараты вводятся вообще без использования расширителей. Гистерофиброскопы обладают хорошей разрешающей способностью, яркостью и четкостью, позволяющими рассмотреть даже небольшие детали на поверхности шейки матки.

Вначале гистероскоп вводится в задний свод влагалища, находящийся под шейкой. С помощью раствора врач раздвигает ткани, чтобы хорошо разглядеть эту область.

После осмотра шейки матки снаружи, аппарат вводится в цервикальный канал, соединяющий маточную полость и влагалище. Эта область также осматривается.

После прохождения аппарата внутрь маточной полости врач проводит ее тщательный осмотр. Для этого используется физраствор, который растягивает матку и омывает ее стенки.

С помощью источника света поверхность матки освещается, а камера передает изображение на монитор, давая возможность рассмотреть поверхность эндометрия.

Осматриваются задняя, передняя, боковая стенки матки, устья маточных труб, перешеек – место соединения тела и шейки матки.

Процедура длится примерно 10-20 минут, после чего пациентка может идти домой. Госпитализация не нужна.

В нашей клинике лечение гиперплазии эндометрия и полипов без операции можно получить за 2000 рублей. Лечение назначается на консультации гинеколога-эндокринолога.

Какие ограничения нужно соблюдать после проведения диагностической гистероскопии

В течение двух-трёх дней после проведения исследования могут наблюдаться кровянистые выделения и небольшая болезненность. Это явления, как правило, проходят самостоятельно и не требуют дополнительного лечения.

До прекращения выделений нельзя перегреваться, жить половой жизнью, поднимать тяжести, усиленно заниматься спортом. В этот период запрещается купаться в ванной, бассейне, водоёмах. Из гигиенических процедур разрешается только душ. Для сбора кровянистых выделений можно использовать только прокладки – тампоны с этой целью применять нельзя.

При повышении температуры, сильных болях, обильных выделениях особенно с неприятным запахом, нужно обязательно обратиться к врачу.

Диагностическая гистероскопия матки – малотравматичная, безопасная и высокоинформативная процедура. Врачи нашего медицинского центра при ее проведении выявят самые разные болезни, даже на ранней стадии до появления симптомов.

Поэтому при патологиях матки, ацикличных маточных кровотечениях, нарушении менструальной функции и бесплодии нужно обратиться в Университетскую клинику, специалисты который приведут такое исследование, расшифруют данные протокола и назначат лечение выявленных заболеваний.

Продолжение статьи