Университетская клиника

Официальный сайт

многоканальный

+7 (812) 337-2-007

Лейкоплакия шейки матки: начнется ли рак — зависит от вас
Лейкоплакия шейки матки

Лейкоплакия – это поражение слизистой оболочки, которое характеризуется ороговением эпителиальной ткани. Эта патология относится к предраковым поражениям.

Особенности симптоматики и лечения лейкоплакии

Лейкоплакия может образоваться на слизистой оболочке полости рта, губ, на поверхности клитора у женщин, вульве, во влагалище и на шейке матки. Как правило, это заболевание встречается у людей репродуктивного возраста.

Лейкоплакия шейки матки проявляется ороговением эпителиальной ткани, что не является нормальным физиологическим состоянием. Заболевание может никак не проявлять себя клинически и диагностируется только при проведении кольпоскопического обследования у гинеколога.

Лечение лейкоплакии шейки матки заключается в тщательном соблюдении всех рекомендаций врача, и проводится комплексно. Гинеколог назначает медикаментозную терапию, физиопроцедуры, соблюдение специальной диеты и выполнение физических упражнений.

Лейкоплакия шейки матки, или гиперкератоз относится к патологическим процессам, ведущим к развитию рака. Поэтому заболевание нужно обязательно лечить.

Внимание!
В нашей клинике действуют акции на комплексную диагностику заболеваний шейки матки. Диагностика включает анализы и консультацию специалиста. Подробности можно узнать в разделе акции или у консультанта тел. 7 (812) 337-20-07 (звонок  бесплатный).

Виды и формы заболевания

Лейкоплакия бывает:

• чешуйчатая – сильно выражена и может быть диагностирована даже при вагинальном осмотре пациентки на гинекологическом кресле;
  • простая – слабо выражена, при обычном осмотре на кресле незаметна, может быть диагностирована только при проведении развернутой кольпоскопии.

Формы заболевания:

• плоская – иногда может возникать чувство стягивания слизистой оболочки. При отсутствии лечения очаг поражения мутнеет и при осмотре становится похож на перламутр, немного выступающий над поверхностью слизистой оболочки;
  • бородавчатая – участки пораженной слизистой оболочки имеют резкие очертания и некоторую бугристость;
  • эрозивная – на пораженных участках слизистой оболочки на фоне других симптомов появляются трещины и кровоточащие поверхности.

Правильный и окончательный диагноз может быть поставлен только после тщательного гистологического изучения образца, взятого с измененного участка слизистой оболочки.

Как выглядит лейкоплакия

Почему развивается лейкоплакия шейки матки

Механизм образования лейкоплакии, как и причины развития патологии, ещё не изучены учеными в полной мере. Но уже известно, что это гормонозависимое заболевание. Предпосылки для развития патологии — гормональные сбои и нехватка эстрогена.

Учеными также доказано, что главная роль в образовании лейкоплакии слизистых оболочек принадлежит папилломавирусу человека (ВПЧ). Предрасполагающие факторы, стимулирующие быстрое развитие болезни — хронические заболевания – кольпиты, вагиниты и травмы наружных половых органов.

Также развитию лейкоплакии шейки матки способствуют нарушения в работе эндокринной системы, отвечающей за гормональный фон, и снижение иммунной функции организма. К причинам развития лейкоплакии шейки матки можно смело отнести и хламидийную инфекцию.

Клиническая картина заболевания

Сама по себе лейкоплакия никак не проявляется клинически. Чаще всего женщина узнает о патологии случайно, на профилактическом осмотре у гинеколога, или при обращении с другим гинекологическим заболеванием.

Далеко не все женщины регулярно посещают гинеколога в целях профилактики. Чаще всего пациентка приходит на прием, когда ее что-то беспокоит, тогда при развернутом осмотре и обнаруживается наличие лейкоплакии шейки матки. Но так как это уже предраковое состояние, лечение и наблюдение таким пациенткам предстоит длительное. А при внимательном отношении к здоровью, все могло бы быть и по-другому.

Регулярное посещение врача-гинеколога — залог женского здоровья и нормального функционирования репродуктивной системы.

Диагностика лейкоплакии

Диагностировать лейкоплакию можно на основании развернутого осмотра слизистой. Для этого гинеколог назначает расширенную кольпоскопию, а затем изучает материал, взятый для гистологии и цитологии (анализ структуры клеток). Обнаружение атипичных (не свойственных здоровой ткани) клеток при цитологическом изучении материала свидетельствует о трансформации лейкоплакии в рак.

При расширенной кольпоскопии слизистую оболочку шейки матки окрашивают раствором Люголя, после чего можно невооруженным глазом увидеть очаги поражения. Участки с ороговевшим эпителием не окрашиваются и выделяются на фоне здоровых участков слизистой оболочки.

Лейкоплакия шейки матки – это доброкачественное новообразование, которое может перерасти в злокачественное поражение с появлением атипичных клеток, при отсутствии адекватной и своевременной терапии.

В обязательном порядке пациентке показано обследование на ВПЧ.

Лечение лейкоплакии

Лечение лейкоплакии шейки матки производится при помощи разных методов, каких именно, решает хирург-гинеколог. В распоряжении врача: криодеструкция, диатермокоагуляция (прижигание), электрохирургия и лазер.

Стоимость услуг онколога в Университетской клинике

Услуга Цена, руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-онколога, кандидата наук, доцента, главного врача, Савинова П.А., первичный 2500
Прием врача-онколога, кандидата наук, доцента, главного врача, Савинова П.А., повторный 2000
Прием (осмотр, консультация) врача-онколога, кандидата наук, доцента, главного врача, Савинова П.А., первичный с расширенной видеокольпоскопией 4500
Контрольный прием по результатам лечения (осмотр, кольпоскопия, рекомендации) 3500
Видеокольпоскопия, расширенная, цифровая 2500
Биопсия шейки матки (1 фрагмент, без стоимости гистологического материала) 2500
Биопсия вульвы (1 фрагмент, без стоимости гистологического материала) 3200

Диатермокоагуляция и криодеструкция

Ранее основными методами лечения лейкоплакии были диатермокоагуляция и криодеструкция. Но сейчас эти методики используют все реже. Прижигание пораженных участков слизистой оболочки имеет высокую эффективность, но часто приводит к возникновению осложнений:

• кровотечения во время проведения процедуры;
  • кровоточивость слизистой в период отторжения замороженного эпителия;
  • стеноза канала шейки матки;
  • синдром коагулированной шейки матки (рубцевание, нарушение кровоснабжения);
  • развитие эндометриоза.

Лазерное лечение

Максимально эффективно лейкоплакия лечится с помощью лазерной коагуляции.

Лазерное воздействие проводится в первой половине менструального цикла, обязательно в условиях поликлиники, или стационара. Процедура безболезненна, поэтому наркоз не потребуется. Заживление слизистой оболочки зависит от степени и размера поражения лейкоплакией.

Преимущества лазерного лечения:

• безопасность;
  • не вызывает кровотечения во время проведения процедуры;
  • не повреждает окружающую здоровую ткань слизистой, так как врач может регулировать глубину воздействия;
  • не провоцирует образование струпа.

Местное лечение

Что касается местного лечения лейкоплакии, в гинекологии используют препарат Солковагин. Эффективность такого лечения высока, но метод подходит только для женщин, которые ещё не рожали.

Комплексное лечение — идеальный подход к лейкоплакии

Любой метод воздействия на патологически измененный участок слизистой оболочки не принесет ожидаемого эффекта, если лечение не будет комплексным.

Комплексное лечение лейкоплакии шейки матки сочетает применение гормональных, антибактериальных препаратов, цитостатиков, иммуномодуляторов, витаминотерапии и лазерного или хирургического лечения.

Как правило, на начальном этапе развития заболевания пациентке назначают физиотерапевтическое лечение, прием поливитаминных препаратов и соблюдение специальной диеты. Женщине рекомендуют тщательно следить за гигиеной половых органов, регулярно являться на прием к гинекологу и избегать эмоциональных напряжений.

При сильно выраженной деформации слизистой оболочки шейки матки встает вопрос об ампутации шейки или выполнении специальной операции, предполагающей удаление части шейки.

Лейкоплакия должна обязательно лечиться, так как игнорирование патологии ведет к трансформации в рак шейки матки.

Профилактика заболевания

Чтобы избежать развития лейкоплакии, женщинам нужно придерживаться простых правил:

• Регулярно наблюдаться в гинекологии. Если нет тревожных симптомов, как минимум два раза в год посещать гинеколога. При наличии таковых нужно обследоваться немедленно;
  • Не допускать стрессов и не переохлаждаться. Оба этих фактора приводят к снижению иммунной защиты женского организма и делают его уязвимым для развития патологических состояний;
  • Вести разумный образ жизни. Половая жизнь должна быть регулярной, с одним половым партнером. Не допускайте беспорядочных сексуальных контактов, используйте презерватив, если у вас нет постоянного партнера. Во время незащищенного секса может произойти инфицирование вирусом папилломы человека, что в последующем спровоцирует развитие лейкоплакии.

Чтобы уберечь себя от такой неприятной патологии, как лейкоплакия, необходимо своевременно лечить гинекологические заболевания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Островерхая, гинеколог-эндокринолог. Под редакцией А. Герасимовой (Даллес)

Врач гинеколог-эндокринолог. Стаж 19+ лет. Принимает в Университетской клинике в Санкт-Петербурге. Стоимость приема 1700 руб.

Задайте вопрос или прокомментируйте статью

Закрыть меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: