Злокачественные опухоли и их рецидивы, возникающие после лечения, часто протекают бессимптомно, проявляясь, когда больному уже очень тяжело помочь. Выявляют первичные онкопатологии, метастазы и вернувшийся рак с помощью онкомаркеров  (биомаркеров). Такую лабораторную диагностику проводят в нашей клинике.

анализ на онкомаркер
Анализ на онкомаркер

Как работают онкомаркеры

Присутствие онкологического заболевания для организма не проходит бесследно. Раковые клетки и реагирующие на них структуры организма начинают усиленно выделять белковые и углеводные соединения, которые можно выявить при лабораторной диагностике. Они и являются онкомаркерами.

Некоторые из этих соединений находятся и в здоровом организме, но в гораздо меньшей концентрации. Поэтому при проведении исследования не только регистрируют наличие биомаркеров, но и определяют их уровень.

Поскольку не существует диагностического обследования, которое обнаруживает все виды онкопатологий, пациентам приходится сдавать несколько видов анализов, чтобы врач, опираясь на полученные данные, смог поставить диагноз.

Однако только на основании выявления онкомаркера определить заболевание нельзя. Рост показателей может быть вызван патологиями, не являющимися онкологическими. Поэтому исследование должно быть дополнено другими диагностиками – УЗИ, биопсией, гистологией.

Для чего сдаются анализы на онкомаркеры

• Обнаружение раковых опухолей на ранних стадиях. Такое обследование требуется пациентам, не предъявляющим конкретных жалоб, а испытывающим слабость, разбитость, снижение веса и другие признаки возможного наличия онкологического процесса. Лабораторная диагностика покажет вероятность онкологии и укажет органы, которые надо обследовать.
  • Контроль лечения онкопатологий. При правильно подобранной лечебной тактике содержание биомаркера должно уменьшаться. Снижение показателя до нормы указывает на исчезновение опухоли.
  • Раннее выявление опухолевых рецидивов. Периодическая проверка на раковые маркеры пациентов, лечившихся от онкопатологий, позволит выявить рецидивирование болезни на самых ранних сроках.
  • Определение агрессивности новообразований. Быстрый рост биомаркеров указывает на агрессивный характер новообразования.
  • Скрининг для определённых половых и возрастных групп. Контроль уровня простатического антигена (ПСА) поможет определить образования простаты, а исследование на СА 125 – опухолевые заболевания яичников. Даже если у этих пациентов не обнаружится онкология, у них с большой вероятностью диагностируются другие патологии этих органов.
  • Контроль возникновения рака у лиц, работающих с профессиональными вредностями. Сдавать кровь на онкомаркеры желательно всем работникам, контактирующим с канцерогенами – соединениями, вызывающими рак.
  • Раннее обнаружение злокачественных опухолей при неблагоприятной наследственности. Исследование необходимо пациентам, у которых в семье были неоднократные случаи возникновения рака.

Стоимость анализов в Университетской клинике

Вид исследованияЦена, руб.
Получение гинекологического мазка350
Получение отделяемого предстательной железы800
Взятие крови из периферической вены (пальца)150
Микроскопическое исследование отделяемого мочеполовых органов женщин, мужчин (микрофлора)450
Микроскопическое исследование секрета предстательной железы (микрофлора)470

Что показывают основные анализы на онкомаркеры

• СА 125 — концентрация этого вещества резко возрастает при опухолевых процессах в яичниках. Биомаркер также реагирует на злокачественные опухоли матки, кишечника, поджелудочной и молочной желез. Повышение уровня СА 125 может наблюдаться при доброкачественных новообразованиях и при некоторых заболеваниях половой сферы, например, эндометриозе.
  • СА 15-3 — раковый антиген, появляющийся при раковых заболеваниях груди, причём у 10% женщин он обнаруживается на самой ранней стадии болезни. В дальнейшем высокий уровень СА 15-3 регистрируется уже у 70% больных. В этом случае нужно сделать УЗИ молочных желез и записаться на прием к онкологу-маммологу.
  • CA 19-9 — белковое вещество, появляющееся в высоких концентрациях при онкопатологиях поджелудочной железы, печени и желчевыводящих путей. Поэтому пациентам с возросшими показателями CA 19-9 рекомендуется пройти УЗИ брюшной полости, которое проводится здесь же в Университетской клинике.
  • СА 72-4 — уровень этого соединения возрастает при опухолевых процессах в яичниках и желудочно-кишечном тракте. При росте СА 72-4 нужно обследовать органы малого таза и кишечник.
  • PSA — специфический антиген, содержание которого вырастает при образованиях простаты. Анализ рекомендуется сдавать всем мужчинам старше 45 лет, поскольку в этом возрасте часто наблюдаются новообразования органа. При увеличении PSA следует нужно записаться на консультацию к урологу и обследовать простату.
  • SCC – антиген повышается при плоскоклеточной карциноме, развивающейся на шейке матки, в прямой кишке, анальном канале и органах ЖКТ. Анализ используется в качестве комплексной диагностики при подозрении на карциному и ее рецидив. При высокой концентрации маркера рекомендуется пройти комплексное обследование, особенно при наличии даже незначительных проктологических или гинекологических жалоб.
  • АФП — альфа-фетопротеин – белок, в норме образующийся только во время беременности. Однако это же белковое соединение выделяется в больших количествах и при раке печени. Контроль содержания АФП в организме необходим пациентам, страдающим хроническим печеночными патологиями. Маркер также показывает метастазирование в печень, поэтому его контроль рекомендуется больным, лечившимся от любых злокачественных опухолей.
  • Кальцитонин – гормон, концентрация которого возрастает при медуллярной карциноме щитовидной железы. При росте показателей кальцитонина рекомендуется пройти УЗИ этого органа.
  • РЭА — раковый эмбриональный антиген. В норме это вещество вырабатывается только во время внутриутробного развития. Положительный анализ на онкомаркер свидетельствует о развитии рака кишечника, чаще всего – толстой кишки. При увеличении РЭА надо записаться на прием к колонопроктологу, особенно если есть какие-то жалобы на работу кишечника.
  • HE4 — маркер, указывающий на злокачественные патологии яичников. Это достаточно новое исследование, которое назначается при подозрении на рак матки и яичников вместе с СА-125. При росте показателей следует записаться на консультацию к гинекологу и пройти УЗИ малого таза.

Часто проводится лабораторная диагностика сразу нескольких биомаркеров. Существуют комплексные диагностические методы, позволяющие рассчитать риск наличия злокачественной опухоли яичников и предстательной железы.

В Университетской клинике можно не только сдать анализы на онкомаркеры, но и пройти диагностические процедуры, позволяющие поставить правильный диагноз при увеличении концентрации этих веществ. Здесь же можно проконсультироваться у опытных онкологов, которые смогут выявить причину возросших показателей.

Таблица: варианты обследования и нормы онкомаркеров

Виды онкомаркеровОрган, обследуемый с помощью маркераНорма, Ед/мл
АФП — альфа-фетопротеин — маркер гепатоцеллюлярного рака печениПечень++
Яичник (герминомы)+++
Яичко+
  • Взрослые мужчины и небеременные женщины < 10;
  • Беременные женщины 0-12 нед. < 15;
  • Беременные женщины 13-15 нед. 15-60;
  • Беременные женщины 15-19 нед. 15-95;
  • Беременные женщины 20-24 нед. 27-125;
  • Беременные женщины 25-27 нед. 52-140;
  • Беременные женщины 28-30 нед. 67-150;
  • Беременные женщины 31-32 нед. 100-250.
ПСА — простатический специфический антиген — онкомаркер рака простатыПредстательная железа
  • Общая (не зависит от возраста) норма ПСА – 0-4,0 нг/мл.
  • Для мужчин от 40 лет идеальный уровень ПСА — до 2,5 нг/мл.
  • Для мужчин от 50 лет — 3,5 нг/мл.
CA-125 — маркер рака яичниковПечень
Яичник (серозный рак)+++
Уровень СА 125:

• у женщин — до 35 ед./мл.
  • У мужчин – до 10 ед/мл.
СА 19-9Желудок++
Желчный пузырь и желчевыводящие пути++
Печень++
Поджелудочная железа+++
Толстая кишка++
У женщин и мужчин — 10-37
СА 50Желудок++
Желчный пузырь и желчевыводящие пути++
Матка++
Молочная железа++
Печень++
Поджелудочная железа++
Предстательная железа+++
Толстая кишка++
  • У здоровых людей — до 24 ед/мл.
  • При показателе гликолипида от 100 — наличии ракового заболевания.
СА 72-4Желудок++
Яичник (муцинозный рак)+
 2,0 – 4,0
СА 15-3Матка+
Молочная железа++
СА 549Молочная железа++до 11
РЭА — раковоэмбриональный антиген — онкомаркер рака прямой кишкиЖелудок++
Желчный пузырь и желчевыводящие пути+
Легкие (немелкоклеточный рак)+
Легкие (мелкоклеточный рак)+++
Матка+
Молочная железа+++
Мочевой пузырь+
Печень+
Поджелудочная железа++
Прямая кишка+++
Толстая кишка+++ Щитовидная железа (фолликулярный рак)+
  • Для некурящих: 0 – 3,8 нг/мл;
  • для курящих: 0 – 5,5 нг/мл.
CYFRA 21-1Легкие (немелкоклеточный рак)+++++
Легкие (плоскоклеточный рак)+++
Мочевой пузырь+++
Норма Cyfra-21-1 для мужчин и женщин — до 3,5 нг/мл
SCCAГолова и шея+
Легкие (плоскоклеточный рак)+++
Матка+++
Пищевод++
В норме концентрация SCC-антигена — до 2 нг/мл.
НСЕЛегкие (мелкоклеточный рак)+++
ЦНС+++
Онкогемотологические заболевания+++
В норме НСЕ — до 16,3 нг/мл.
TPSМатка++
Мочевой пузырь++
Норма онкомаркера TPS — до 85 ЕД/л.
TPAМолочная железа++
Щитовидная железа (фолликулярный рак)+
Норма: > 75,0 S Ед/л.
MPAМолочная железа++В норме — до 11 Ед/мл.
ФерритинПечень++
Предстательная железа+++
Толстая кишка
Онкогемотологические заболевания+++
  • У новорожденных — 25–600 мкг/л;
  • 6 мес – 12 лет — 7–140 мкг/л;
  • у женщин — 22–180 мкг/л;
  • у мужчин — 30–310 мкг/л.
  • Уровень ферритина снижается при беременности.
ПКФПредстательная железа+++Норма концентрации ПКФ — 0,6-3,3 нг/мл
ХГЧХорион (плацента)+++
Яичко+
Яичник (герминомы)+++
  • У мужчин норма — до 2,5 мЕд/мл.
  • У женщин (вне беременности) — 0-5 мЕд/мл.

У беременных результаты зависят от срока:

• 1-я нед. — 20-150 мЕд/мл;
  • 2-3-я нед. — от 100 до 4870 мЕд/мл;
  • на 4-й нед. — 2500–82 000 мЕд/мл;
  • на 5-й нед. — до 151 000 мЕд/мл;
  • на 6-й нед. — до 233 000 мЕд/мл;
  • 7–10 нед. — 20 900–291 000 мЕд/мл;
  • к 16-й нед. происходит снижение — 6150 – 103 000 мЕд/мл;
  • к 20-й нед. — 4730 – 80 000 мЕд/мл;
  • с 21 по 39 нед. — 2700–78 000 мЕд/мл.
ТГЩитовидная железа (фолликулярный рак)+++Норма ТГ — до 55 нг/мл
ТГ-антителаЩитовидная железа (фолликулярный рак)+++Стандартный диапазон АТ-ТГ — 0-115 МЕ/мл.
MUC1Щитовидная железа (фолликулярный рак)+++Норма — 0 – 10 Ед/мл
КальцитонинЩитовидная железа (медуллярный рак)+++Норма для иммуноферментного анализа:

• новорожденные – 70–150 пг/мл;
  • дети – до 70 пг/мл;
  • женщины – 0,07–12,97 пг/мл;
  • мужчины – 0,68–32,26 пг/мл.

Норма для иммунохемилюминесцентного анализа:

• мужчины – до 2,46 пмоль/л;
  • женщины – до 1,46 пмоль/л.
CASAЯичник (серозный рак)++
β2МГОнкогемотологические заболевания+++
  • Норма β2МГ (Бета-2-микроглобулин) — 1,10-2,40 нг/мл.
  •  До 60 лет — до 2,4 нг/мл;
  • от 60 лет — до 3,0 нг/мл.
  • У новорожденных β2МГ — 3 нг/мл.
  • Пограничная норма Бета-2-микроглобулина – 3 нг/мл.
Сиаловые кислотыОнкогемотологические заболевания+++2,0 – 2,33 ммоль/л