Специалисты этого отделения Университетской клиники заботятся о психологическом состоянии пациентов. Во многих странах принято периодически посещать психотерапевта. Теперь эта правильная тенденция наблюдается и в России. Особенно важно записаться на прием при наличии психотравмирующих ситуаций – потере близкого человека, переезде, разводе, увольнении с работы, сложных отношениях дома и в коллективе.

Отделение психотерапии и психиатрии

В отделении психотерапии и психиатрии Университетской клиники лечат расстройства психики и нервной системы. Врачи всегда готовы применить свои знания и навыки, чтобы вернуть здоровье и эмоциональную стабильность пациентам, страдающим нарушениями эмоций, мыслей и поведения. Тактичность и умение вникнуть в психологические проблемы помогают наладить контакт и провести лечение максимально эффективно.

Направления работы отделения – психотерапия и психиатрия. Чем они отличаются

• Психотерапия основана на беседах, психоанализе, разъяснениях, помогающих обнаружить проблему, найти выход из психологических тупиков и помочь больным с нетяжелыми расстройствами. Это направление применяется для лечения пациентов с неврозами, депрессиями и психосоматическими состояниями – болезнями внутренних органов, вызванных расшатанными нервами. Помощь психотерапевта нередко требуется и при тяжелых соматических заболеваниях, например, при онкологии. Лекарства часто не назначаются.
  • Психиатрия занимается более сложными патологиями – психотическими состояниями, маниакально–депрессивными психозами, шизоидными нарушениями, судорожными приступами и тяжелыми последствиями черепно-мозговых травм. Эти специалисты помогают больным эпилепсией, последствиями инсульта, затронувшими психику, и клиентам с зависимостями – алкоголизмом и наркоманией. В отличие от психотерапевтического направления, психиатрия требует назначения специальных препаратов.

Четкую грань между этими лечебными направлениями провести очень сложно. Поэтому многие пациенты, обращающиеся в отделение психотерапии и психиатрии Университетской клиники, получают всестороннюю помощь, включающую психологическую коррекцию и назначение лекарств.

Состояния и жалобы, с которыми нужно обратиться в отделение психотерапии и психиатрии

• Тревожность, бессонница, перепады настроения, приступы агрессии или слез.
  • Недовольство жизнью, невозможность простить давние обиды, сложности в отношениях с близкими людьми.
  • Психологические проблемы, мешающие в карьере и учёбе.
  • Посттравматические стрессовые расстройства, возникающие у больных, переживших тяжёлые потрясения, утраты, военные действия, природные катаклизмы, ставших жертвами преступлений и насилия.
  • Хронический стресс – пребывание в тяжелых психотравмирующих условиях дома или на работе.
  • Бесплодие и проблемы в интимной жизни, вызванные психологическими факторами.
  • Нарушенное пищевое поведение – потеря аппетита, неконтролируемое переедание.
  • Последствия инсультов и черепно-мозговых травм, повлиявших на психику.
  • Психосоматические состояния – болезни внутренних органов, вызванные нарушением работы нервной системы.
  • Хроническая усталость, упадок сил.
  • Мышечные спазмы, судороги, слабость и скованность мышц, которые нередко являются признаками психозов и неврозов.
  • Энурез, и постоянные позывы в туалет, причину которых выяснить не удается.
  • Постоянные головные боли и головокружения, особенно возникшие на фоне стресса.
  • Навязчивые мысли, движения (ритуалы) и галлюцинации.
  • Проблемы с памятью – ухудшение, провалы.
Хронический стресс

Какие заболевания лечат в отделении психотерапии и психиатрии

• Неврозы и неврозоподобные состояния, фобии (страхи), депрессии, панические атаки. Своевременная коррекция этих состояний позволит сохранить здоровье, закончить учебу, построить карьеру, создать и сохранить семью.
  • Патологии других органов, вызванные нервными нарушениями. Специалисты отделения вместе с другими врачами лечат нервные тики, энурез, мигрень, язву желудка, болезни кишечника, сердечные неврозы, проблемы с потенцией, психологическое бесплодие.
  • Психозы, в том числе послеродовой психоз, психопатии.
  • Булимию, анорексию и ожирение – проблемы с питанием и весом у женщин и мужчин, связанные с психологическими проблемами.
  • Ипохондрию – отыскивание у себя несуществующих болезней. Как правило, пациенты уверены, что страдают тяжелыми болезнями – онкологией, туберкулезом, СПИДом. Не переубеждают сдача анализов на инфекции и онкомаркеры и постоянные консультации врачей. В этом случае нужно обращаться к психотерапевту.
  • Параноидальные наклонности – состояние сопровождается тотальным недоверием к окружающим и бредом воздействия. Больные начинают подозревать близких, соседей, сотрудников в изменах, попытках отравлений, завладении их имуществом. Распространенность этого нарушения психики постоянно увеличивается. Во многих странах количество таких больных в последние годы выросло в два раза.
  • Расстройства психики и снижение памяти, вызванные возрастными изменениями. Обращение к специалистам Университетской клиники предотвратит развитие деменции и других тяжелых нарушений.
Послеродовой психоз

Как проходит прием в отделении психиатрии и психотерапии

Врач знакомится с пациентом и беспокоящими его проблемами. Специалист выясняет, какие жалобы есть у больного и чем они, по его мнению, они могут быть вызваны. Оцениваются имевшиеся и имеющиеся психотравмирующие факторы – сложные ситуации в коллективе и семье, финансовые и личные проблемы.

Собирается анамнез – история жизни, поскольку проблемы с психикой могут возникнуть после перенесенных болезней и травм. Специалист может задать вопросы, касающиеся детского и подросткового периода, поскольку многие психологические проблемы произрастают из этого возраста. Он поинтересуется имевшимися беременностями, родами, операциями, которые тоже могут повлиять на психику. Это также нужно, чтобы выяснить проблему и подобрать методы ее решения.

Проводятся различные психотесты – ситуации, в которых пациента просят описать увиденное на картинке, выбрать какое-то изображение из предложенных и т.д. Это тоже нужно, чтобы лучше понять внутренний мир и особенности психики клиента.

Психологическое тестирование

Специалисты Университетской клиники прием проходят в форме крайне тактичной ненавязчивой беседы, поскольку понимают, что психика клиента и так уже травмирована. Психотерапевт не будет «вытягивать» какие-то лишние подробности личной жизни. Нужны только сведения, непосредственно касающиеся заболевания. Такой доверительный разговор уже приносит облегчение, поэтому его можно считать одним из этапов психотерапии.

После консультации пациенту назначается лечение, в ходе которого, возможно, нужно будет повторно посетить специалиста. Многие боятся обращаться к психотерапевту из ложного стыда или нежелания осознать имеющиеся проблемы. Такой подход абсолютно неверен, поскольку рано выявленные нарушения психики гораздо легче устраняются.

Методы диагностики и лечения применяемые в психотерапии и психиатрии

• Доверительные беседы, позволяющие наладить контакт между врачом и пациентом. Во время них выясняются сомнения, проблемы и тревоги, мучащие пациента.
  • Психологические тесты и опросники, показывающие состояние памяти, логики, эмоциональной сферы. С помощью тестирования и анкетирования выясняется наличие депрессии, неврозов, параноидальных наклонностей, тревожности, способности пациента к контакту с окружающими. Полученные данные позволяют психотерапевту предположить, какое именно заболевание есть у пациента. Тесты и вопросы анкет, проводимые специалистами Университетской клиники, просты и понятны больным.
  • Психотерапевтические сеансы, подбираемые конкретно для каждого пациента. Во время сеансов психотерапевт помогает больному осознать наличие психологических проблем и выясняет их причины. Специалист становится своеобразным «зеркалом» на которое клиентом переносятся конфликты, переживания, боль, проблемы, эмоциональные реакции. В результате пациенту становится эмоционально легче, и он понимает, как можно изменить ситуацию.
  • Применяются методики, позволяющие принять и осознать имеющиеся нарушения, посмотреть на ситуацию со стороны. Вместе с пациентом врач подбирает наиболее эффективные методы психокоррекции.
  • Домашние упражнения и задания, дополняющие психологические сеансы, проводимые в клинике. При психологических проблемах, связанных с внутрисемейными отношениями, в их выполнении могут участвовать и другие члены семьи. В этом случае желательно посетить психотерапевта вместе.
Назначение лекарственных препаратов

В качестве дополнительных лечебных методов показаны массаж, физиотерапия, лечебная физкультура. При психосоматических состояниях назначаются консультации других специалистов – эндокринолога, маммолога, гинеколога, уролога-андролога, колопроктолога. Специалисты Университетской клиники рекомендуют перед началом любого серьезного лечения обязательно посетить психотерапевта. Возможно, причина болезни скрывается в нарушениях работы нервной системы.

В отделении психотерапии и психиатрии Университетской клиники трудятся опытные, грамотные, очень тактичные специалисты, умеющие найти подход к любому пациенту. Поэтому обращение к ним – правильное решение, возвращающее больного к здоровой, полноценной жизни.