Фотодинамическая, или ФДТ-терапия шейки матки – инновационный метод лечения заболеваний этой области, применяемый в Университетской клинике. Методика безболезненна, безопасна, отличается прекрасной переносимостью, отсутствием осложнений и не сопровождается повреждением здоровых клеточных структур.

ФДТ – фотодинамическая терапия шейки матки
ФДТ

Принцип лечения шейки методом ФДТ

Метод ФДТ основан на введении в организм веществ – фотосенсибилизаторов, обладающих свойством накапливаться в патологических тканях шейки.

Препараты содержат триплетный кислород (IIIO₂), в обычном состоянии не влияющий на организм. Однако под воздействием света он превращается в вещество, уничтожающее измененные клеточные структуры. Здоровые клетки при этом не страдают.

Показания к проведению фотодинамической терапии шейки матки

• Эктопия, ранее называвшаяся эрозией шейки матки.
  • Дисплазия – предраковое состояние, вызванное поражением шейки матки папилломавирусом. Фотодинамическое лечение не только убирает пораженные клетки, но и уничтожает вирус. ФДТ применяется при всех видах дисплазий, в том числе при тяжелой третьей степени.
  • Карцинома in situ – нулевая стадия злокачественного процесса.
  • Поверхностные формы рака шейки матки без прорастания в глубокие ткани и возникновения метастаз.
  • Лейкоплакия и эритроплакия – предраковые состояния, проявляющиеся белыми или красными пятнами на шеечной поверхности.
  • Наботовы кисты – полости, наполненные слизистым содержимым.
  • Очаги эндометриоза – заболевания, при котором в области шейки образуются кисты, наполненные кровью.
  • Кондиломы – генитальные бородавки, расположенные на шейке матки. При фотодинамической терапии папилломавирус погибает, что исключает повторное появление таких образований.

Преимущества ФДТ — метода, применяемого в Университетской клинике

• Минимальная травматичность для окружающих тканевых структур.
  • Абсолютная безболезненность.
  • Отсутствие риска послеоперационных осложнений.
  • Возможность амбулаторного применения.
  • Отсутствие рубцовых изменений, снижающих шеечную растяжимость. Это позволяет проводить фотодинамическую терапию у женщин, планирующих беременность.
  • Отсутствие необходимости в обезболивании во время лечения.
  • Быстрое заживление без использования дополнительных процедур.
  • Удобство применения при множественных поражениях слизистой.
  • Хорошая сочетаемость с другими методами лечения шеечных патологий.
  • Вещество, вводимое при фотодинамической терапии шейки матки, не накапливается в организме, не вызывает аллергии, не оказывает отрицательного влияния на организм.

Подготовка к фотодинамической терапии в Университетской клинике

В процессе подготовки женщине проводят видеокольпоскопию – процедуру, во время которой врач оценивает все имеющиеся очаги поражения в шеечной зоне. В «Университетской клинике» имеется современный видеокольпоскоп, позволяющий рассмотреть даже мельчайшие патологические очаги. Во время процедуры берется мазок на цитологию (клеточный анализ) и бактериальную флору.

Женщина также сдает анализы крови и мочи, кровь на свертываемость, ВИЧ, сифилис, гепатиты. Все эти анализы можно сдать в «Университетской клинике».

В некоторых случаях перед фотодинамической терапией шейки показано УЗИ брюшной полости и гистероскопия – исследование внутренней поверхности матки. Эти виды диагностики можно пройти в нашей клинике с помощью современной аппаратуры.

Как делают ФДТ шейки матки

• При лечении шейки матки методом ФДТ пациентке внутривенно вводят вещество, повышающее чувствительность патологических клеток к свету. Количество вводимого препарата зависит от веса и рассчитывается индивидуально.
  • Через несколько часов препарат выводится из здоровых шеечных клеток, задерживаясь только в патологически измененных.
  • После этого в половые пути женщины вводится специальный инструмент – диффузор, представляющий собой источник света. С его помощью облучают шеечные ткани и проходящий внутри них цервикальный канал.
  • Свет, создаваемый источником для ФДТ, проникает вглубь шейки как минимум на 5 мм, уничтожая на всей глубине клеточные структуры, пораженные папилломавирусом, дисплазией и другими патологическими процессами.
  • В результате происходит гибель больных клеток и образование корочки. После ее отпадения остается ровная гладкая поверхность, без швов, рубцов и других изменений.

В большинстве случаев для лечения заболеваний шейки достаточно одного сеанса фотодинамической терапии, и только у 7% пациенток процедуру приходится проводить повторно.

В процессе заживления у женщины не наблюдается болей, спазмов, дискомфорта внизу живота. Возможно только появление кровянистых и сукровичных выделений, вызванных отторжением патологических тканей на шейке матки, погибших при проведении ФДТ.

Как вести себя после ФДТ шейки матки

Введенное фотосенсибилизирующее вещество может оставаться в организме длительное время. Из-за этого в течение 30 дней после фотодинамической терапии шейки матки нельзя долго находиться на солнце и посещать солярий.

В этот период нужно носить закрытую одежду, предохраняющую от солнечных лучей, и солнцезащитные очки, которые рекомендуется использовать даже в пасмурные дни. Нельзя сушить волосы феном, поскольку высокая температура усиливает действие фотосенсибилизатора.

После отторжения патологических клеток, погибших при проведении фотодинамической терапии, на шейке остаются участки слизистой, которым нужно зажить. До их полной регенерации нельзя поднимать тяжести, жить половой жизнью, купаться в реке и бассейне, принимать ванны, пользоваться гигиеническими тампонами, спринцеваться, вводить в половые пути различные лекарства.

После проведения процедуры нужно посетить врача, который посмотрит, как проходит заживление, и оценит полноту удаления патологических очагов. Если в шеечной области остались измененные участки, процедуру назначают повторно.

Университетская клиника – одно из немногих лечебных учреждений, где применяется такая инновационная лечебная методика. Оценить ее по достоинству смогут пациентки, прошедшие лечение патологии шейки матки с помощью фотодинамической терапии, заслужившей положительные отзывы врачей и больных.