Кольпоскопия – осмотр половых путей женщины с помощью прибора кольпоскопа, дающего 10-40-кратное увеличение. Процедура безболезненна, безвредна и не вызывает побочных эффектов. Ее длительность – 10-20 минут в зависимости от типа обследования – простого или расширенного.

кольпоскопия

Как работает прибор кольпоскоп

Устройство представляет собой мощный бинокль с несколькими окулярами и источником света. Применяемая в нём бинокулярная оптика дает возможность детально рассмотреть слизистую половых путей.

Современные модели кольпоскопов снабжены видеокамерой, передающей изображение на экран. Они дают яркую и четкую цветную картинку, делая обследование более точным.

Во время процедуры врач может взять мазки на анализы или образец ткани на биопсию (клеточное исследование).

Какие заболевания выявляет кольпоскопия

• Дефекты шейки матки – эрозию, псевдоэрозию, эктропион (выворот слизистой), послеродовые рубцы.
  • Очаги эндометриоза – заболевания, при котором клетки внутреннего слоя матки попадают на другие органы, в том числе шейку матки. Во время менструации они наливаются кровью, образуя так называемые «шоколадные» кисты – полости, заполненные темными кровяными сгустками.
  • Лейкоплакию и эритроплакию – предраковое состояние, при котором на слизистой шейки матки и половых путей образуются белые или ярко-красные плотные бляшки.
  • Цервицит – воспаление цервикального канала, находящегося внутри шейки матки, и кольпит – воспалительный процесс во влагалище.
  • Кондиломы или полипы – разрастания, напоминающие бородавки или небольшие опухоли на ножках, выступающие внутрь влагалища.
  • Наботовы кисты – образования на шейке матки, содержащие жидкость.
  • Дисплазию – предраковый дефект шеечной слизистой, сопровождающийся появлением в мазках диспластических (ненормально развитых) клеток.
  • Рак шейки и влагалища, выглядящий как язва, выступающий узел или разрастания в виде цветной капусты.

Показания к проведению кольпоскопии

• Выявление в мазках диспластических и атипичных (ненормально развитых клеток). Обследование покажет место нахождения патологического участка и степень поражения тканей.
  • Гнойные, кровянистые, обильные слизистые выделения из половых путей.
  • Контактные кровотечения – появление небольшого количества крови после интимной близости или физической нагрузки.
  • Коричневые мажущие выделения перед критическими днями.
  • Состояние после тяжелых родов, сопровождающихся разрывами шейки и наложением швов.
  • Кровянистые выделения, возникшие после медицинских процедур, сопровождающихся травмированием шейки матки.
  • Периодически проходить кольпоскопию нужно даже абсолютно здоровым женщинам. Болезни шейки и влагалища часто не дают выраженных симптомов или протекают бессимптомно, а небольшие патологические очаги далеко не всегда выявляются при обычном гинекологическом осмотре. Обследование, проводимое с помощью кольпоскопа, обнаруживает заболевания на ранней стадии.

Стоимость услуг гинеколога в Университетской клинике
УслугаЦена, руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-гинеколога с высшей квалификационной категорией2000
Ультразвуковое исследование матки и придатков1700
Взятие гинекологического мазка400
Введение или удаление внутриматочной спирали3500
Все цены ⇒

Как проводится обследование

Диагностика проводится на гинекологическом кресле и напоминает обычное обследование. В половые пути вставляется зеркало, дающее возможность хорошо осмотреть слизистую.

Зачем половые пути подсвечивают лучом кольпоскопа и осматривают с помощью оптики. Для выявления расширенных сосудов на шейке применяются зелёные или синие линзы, делающие сосудистые изменения видимыми.

Для остальных обследований используются галогеновые, ксеноновые или вольфрамовые источники света, дающие яркий белый свет, не искажающий полученную картину. Силу освещения и размер светового пучка можно регулировать.

Раньше специалисту во время кольпоскопии приходилось зарисовывать обнаруженные изменения. Это создавало проблемы при направлении больных к другим врачам. Теперь делается снимок слизистой, на котором видны все патологические изменения. Результаты видеокольпоскопии могут быть записаны на носитель в виде видеоизображения.

Расширенная кольпоскопия – более детальный метод

При расширенном обследовании можно более точно определить локализацию патологических очагов на слизистой шейки и половых путей, а также определить поражения, невидимые визуально.

Для этого проводятся:

• Проба Шиллера, при которой слизистые смазываются йодсодержащим раствором. Нормальные клетки приобретают коричневый цвет, а поражённые участки остаются светлыми.
  • Тест с 3%-ной уксусной кислотой, вызывающей сужение сосудов. Здоровые участки при этом светлеют, а патологические очаги остаются яркими и легко определяются.
  • Адреналиновая проба, направленная на определение состояния сосудов. Используется при сосудистых поражениях шейки и половых путей.
  • Проба Хробака. При раке наблюдается эффект проваливания зонда внутрь опухоли.
  • С подозрительных участков врач может провести забор тканей на биопсию (определение клеточного состава). Иногда достаточно взятие мазка на цитологию.
  • Поскольку расширенная кольпоскопия связана с воздействием на ткани, при ее проведении могут ощущаться болезненность и жжение в интимной зоне.

Что нужно делать после кольпоскопии

После проведения диагностики женщина уходит домой. Обычный осмотр не влияет на состояние слизистых половых путей, поэтому не сопровождается никакими ограничениями.

Если обследование сопровождалось забором материала на анализ или другой диагностикой, воздействующей на ткани, некоторое время после его проведения возможны дискомфорт в половых путях и небольшие кровянистые выделения. Эти симптомы не требуют лечения и проходят самостоятельно.

До восстановления не рекомендуются интимные контакты, перегревание организма, усиленные занятия спортом. После восстановления тканей женщина может вести привычный образ жизни.

Кольпоскопия – современная высокоинформативная диагностика заболеваний шейки матки и влагалища, не сопровождающаяся осложнениями и не дающая выраженных побочных эффектов. В нашей клинике проводится расширенное и простое кольпоскопическое обследование на современной аппаратуре.