You are currently viewing Миома матки: развитие и лечение

Ольга Яковлева, эндокринолог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-эндокринолог. Стаж 16+ лет. Принимает в Университетской клинике в Санкт-Петербурге. Стоимость приема 2000 руб.
  • Reading time:4 минут чтения

Миома матки (лейомиома или фибромиома) — это опухолевое доброкачественное образование. Формируется из собственных клеток матки в миометрическом слое. Относится к категории самых распространенных заболеваний женской репродуктивной системы.

Считается, что каждая третья женщина, достигшая возраста 45 лет и старше, имеет узловые образования в тканях матки, которые в дальнейшем трансформируются в доброкачественную опухоль.

Механизм развития миом — виноваты гормоны

Миометрий матки состоит из миллионов гладкомышечных клеток. Их форма, структура и целевое назначение идентичны.

Первое узловое образование возникает из-за того, что нарушается естественный процесс деления одной или сразу нескольких клеток гладкомышечного типа. На их основе начинает формироваться доброкачественное образование, которое по результатам диагностики классифицируется врачом-гинекологом, как миома матки.

Такая разновидность опухоли зависима от женских половых гормонов. Доказательством этого факта служат следующие обстоятельства, которые были установлены лабораторными исследованиями:

• В тканях миом обнаружены примитивные рецепторы, способные различать исключительно женские половые гормоны, вырабатываемые яичниками. Если такой механизм есть, значит он нужен и задействован.
  • Большинство случаев появления миомы зафиксировано у женщин репродуктивного возраста (до 45 лет). Именно в этот период в женском организме фиксируется высокий уровень эстрогена — женского гормона.
  • После вхождения женского организма в менопаузу и начала периода гормонального спада, неоднократно наблюдался регресс в развитии опухоли: миома уменьшалась в размерах, прекращался ее дальнейший рост;
  • Клетки фибромиомы отличаются повышенной чувствительностью к эстрогену, имеют большую плотность гормональных рецепторов, чем собственный миометрий матки;
  • Доброкачественная опухоль содержит высокую концентрацию цитохром ароматазы р450, которые дают возможность самостоятельно трансформировать андроген и эстроген.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что появление фибромиомы матки непосредственно связано с высоким уровнем женских половых гормонов. Большая часть женщин, столкнувшихся с данным заболеванием, ранее имели проблемы с балансом женских половых гормонов в крови.

Одна из частых причин такого нарушения — неправильный подбор противозачаточных препаратов. Некоторые женщины не считают нужным обращаться за назначением контрацепции к гинекологу или эндокринологу. Они покупают в аптеке то, что им посоветовали подруги или что подешевле. Итог — развитие гормонозависимых опухолей, к которым и относятся миомы.

Внимание!
В нашей клинике действуют акции на комплексное гинекологическое обследование. Диагностика включает анализы и консультацию специалиста. Подробности можно узнать в разделе акции или у консультанта тел. +7 (812) 337-20-07.

Классификация миом

Для простоты постановки диагноза и формирования индивидуального курса терапии, используют следующие способы классификации миом:

1. По численному количеству узловых формирований.

• Одиночная — в репродуктивном органе обнаружено единичное уплотнение с признаками неправильного деления гладкомышечных клеток миометрического слоя;
  • Множественная — в различных частях матки образовались узловые очаги, которые имеют собственную систему кровоснабжения, рецепторы восприятия эстрогена и отличаются стремительной динамикой роста.
  1. По месту локализации опухоли в маточных тканях:
  • Подслизистая — располагается с внутренней стороны матки, ближе к ее полости (иногда узел формируется в области шейки);
  • Межмышечная — фибромиома образуется в плотных слоях стенки органа репродуктивной системы, отличается медленным ростом, но большими объемами, тяжело поддается медикаментозному и хирургическому лечению;
  • Подбрюшинная — формируются с внешней стороны стенок матки, ближе к органам брюшной полости (данный тип новообразования опасен тем, что в случае перерождения опухоли из доброкачественной в раковую, существует большая доля вероятности распространения метастаз в брюшину);
  • Шеечная миома — поражает ткани и клетки, находящиеся на стыке матки и ее шейки.

Данные медицинской статистики говорят о том, что чаще всего у женщин диагностируется межмышечный тип фибромиомы матки. На эту разновидность доброкачественной опухоли приходится не менее 60% всех выявленных случаев заболевания.

Как выглядят миомы на фото и на снимках УЗИ

Признаки образования миом

Симптоматику поражения матки миомой нельзя назвать типичной. Если опухоль находится на ранней стадии формирования, то женщина и вовсе может не ощущать никакого дискомфорта. В таком случае патология обнаруживается по результатам инструментального обследования врачом-гинекологом. Очень хорошо видны миомы на УЗИ матки.

В целом же для фибромиомы, особенно крупной, характерны следующие симптомы:

1. Чувство сдавливания в нижней части живота, ближе к расположению мочевого пузыря.
  2. Обильные и болезненные месячные, находящиеся на грани маточного кровотечения.
  3. Болевой синдром напоминает схватки. Возникает чаще в дневное время суток, после тяжелой физической работы, переутомления организма.
  4. При разрастании опухоли появляются ложные позывы к мочеиспусканию. В туалете пациентка обнаруживает, что выделяется совсем незначительное количество мочи, но при этом желание опорожнить мочевой пузырь было очень сильным.

При появлении таких признаков заболевания необходимо обращать внимание на цветовой оттенок урины (мочи). В период обострения болезни и активного роста доброкачественной опухоли, возможно изменение цвета мочи с нормального светло-желтого на темно-коричневый.

Этот симптом говорит о том, что новообразование расположено вблизи стенок мочевого пузыря, провоцирует его воспаление и отличается большими объемами.

Диагностика новообразований в матке

Для быстрого и точного определения миомы матки гинекологи назначают ультразвуковое исследование. УЗИ матки позволяет отобразить состояние тканей, локализацию новообразования, зафиксировать степень глубины прорастания опухоли в мышечный слой матки.

Кроме УЗИ в обязательном порядке потребуется сдать следующие виды анализов:

• кровь из пальца (клиническое исследование);
  • утренняя моча для общего анализа;
  • кровь из вены: для биохимического анализа, на онкомаркеры (устанавливается возможное наличие в организме раковых клеток), на  концентрацию женских половых гормонов;
  • гинекологический мазок для определения состава бактериальной микрофлоры;
  • отбор образцов опухоли для гистологического исследования, дабы исключить злокачественную этиологию новообразования.

В случае необходимости может быть рекомендовано МРТ. Обследования проводится в особо сложных случаях, когда гинеколог подозревает что миома затронула ткани соседних органов мочеполовой системы женщины либо же достигла угрожающе больших размеров.

Лечение миом: операция или таблетки?

По результатам комплексного обследования, лечащий врач-гинеколог разрабатывает индивидуальную схему терапии, которая будет наиболее эффективной в конкретном клиническом случае. Могут быть использованы следующие методы лечения:

1. Медикаментозный. Женщине назначают таблетки, внутримышечные и внутривенные инъекции лекарственных средств, фармакологические свойства которых заключаются в пресечении дальнейшего роста миомы и разрушении ее клеточной структуры. Это могут быть препараты химии, таблетки на гормональной основе или цитостатики. Цитостатики — это лекарства последнего поколения, активные компоненты которых пагубно действуют исключительно на клетки опухоли, не травмируя другие органы.

2. Хирургический. Наиболее эффективный метод, позволяющий максимально быстро избавиться от доброкачественного новообразования, не теряя время, в течение которого миома может переродится в раковую опухоль. Оперативное вмешательство проводится под общим наркозом в условиях операционной

В послеоперационный период женщина получает восстановительную антибиотикотерапию, выполняется обработка операционного шва и смена повязок. Средние сроки реабилитации составляют 10-15 дней.

В отдельных клинических случаях может быть применен лапароскопический метод терапии, когда удаление новообразования проводится без большого разреза брюшной полости.

Какой именно способ лечения миомы матки применить в конкретном случае, определяет врач-гинеколог, у которого больная женщина находится на учете. В большинстве случаев используют комплексное лечение, когда изначально предпринимаются меры избавления от опухоли с помощью медикаментозных средств. При отсутствии положительного результата доктор принимает решение о проведении хирургической операции.