You are currently viewing Вульвит: течение, лечение, опасность

Татьяна Островерхая, гинеколог-эндокринолог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-эндокринолог. Стаж 19+ лет. Принимает в Университетской клинике в Санкт-Петербурге. Стоимость приема 2000 руб.
  • Reading time:4 минут чтения

Вульвой называют внешние половые органы женщины. К ним относят малые и большие половые губы, клитор, преддверие влагалища и бульбоуретральные железы. Воспаление всех этих структур гинекологи называют вульвитом. Для этого заболевания характерны зуд, жжение при мочеиспускании, отек тканей, а также дискомфорт и болевые ощущения. Невнимательное отношение к воспалительному процессу и отсутствие своевременного лечения может привести к тяжелым осложнениям, вплоть до бесплодия.

Причины развития вульвита

Вульвит бывает первичный и вторичный. Первый развивается как следствие нарушения личной гигиены или травмы, в то время как вторичный возникает в результате генитальной патологии.

Первичный чаще наблюдается у девочек в детском возрасте, что может стать причиной сращения малых половых губ. Характер течения вульвита может быть острым и хроническим.

Для определения причины воспаления и дальнейшего лечения необходимо обратиться к гинекологу. Среди наиболее распространенных причин развития воспалительного процесса врачи называют такие факторы:

• Нарушение правил личной гигиены. Особенно это касается маленьких детей, а также взрослых девушек в период менструации.
  • Ношение тесного и неудобного нижнего белья. Может приводить к травмированию слизистой оболочки, что нередко провоцирует присоединение патогенной микрофлоры и как следствие — воспаление. Также факторами развития вульвита может быть длительное ношение прокладок, частые половые контакты.
  • Появление опрелостей и раздражений внешних половых органов. Чаще всего подобные реакции развиваются в результате воздействия на вульву обильных выделений из влагалища или мочи при недержании.
  • Снижение местного иммунитета, появление дисбактериоза влагалища и вульвы. Подобные реакции почти всегда появляются после приема антибиотиков, цитостатиков или прохождения курса лучевой терапии.
  • Нарушение гормональной регуляции организма. Такие эндокринные патологии, как сахарный диабет, снижение функции яичников, ожирение, способствуют развитию патогенной микрофлоры, проникшей в организм женщины.
  • Недостаточное поступление в организм витаминов и минералов. Наблюдается при диетах и неполноценном питании. Может вызывать сухость слизистых оболочек наружных половых органов с образованием микротрещин, которые становятся входными воротами для инфекции.
  • Наличие патологических образований в соседних органах. Особенно это опасно, если патологические образования обнаруживаются в органах и тканях, которые соединяются с влагалищем. Часто это фистулы с мочевым пузырем или прямой кишкой.
  • Травматическое расчесывание половых органов. Непроизвольное желание чесать половые органы может возникать в результате неврозов, заражения гельминтами или при гипергидрозе (повышенной потливости).

Частое развитие первичного вульвита у детей и женщин в постменопаузальном периоде объясняется особенностью слизистой оболочки, которая в этот период сухая и тонкая. Это явление в детском возрасте обусловлено недоразвитием сальных и потовых желез, которые увлажняют вульву. В пожилом возрасте сухость связана с угасанием функций желез.

Для женщин репродуктивного возраста более опасен вторичный вульвит, так как у них развиты системы защиты от микроорганизмов. Главными защитными механизмами становятся кислая реакция рН, обусловленная наличием палочек Додерляйна (молочно-кислые бактерии), стабильность гормонального фона, а также активное функционирование желез вульвы.

Воспаление чаще развивается в форме вульвовагинита, когда различные возбудители из влагалища вместе с выделениями попадают на слизистые оболочки и способствуют распространению инфекции на вульве. Наиболее частыми возбудителями становятся кишечная палочка, стафилококк, гонококки, хламидии, трихомонады, дрожжевые грибы.

Стоимость услуг гинеколога в Университетской клинике
Услуга Цена, руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-гинеколога с высшей квалификационной категорией 2000
Ультразвуковое исследование матки и придатков 1700
Взятие гинекологического мазка 400
Введение или удаление внутриматочной спирали 3500
Все цены ⇒

Симптомы вульвита

Заподозрить развитие воспаления органов вульвы можно при появлении такого комплекса симптомов:

• Припухлость и гиперемия слизистой оболочки внешних половых органов. В процесс втягиваются клитор и малые половые губы, что вызывает дискомфорт и сильную боль. Иногда поражается кожа лобка и внутренних поверхностей бедер с образованием язвочек, которые сливаются и формируют большие дефекты кожи. Эти поражения, в свою очередь, становятся почвой для развития вторичной инфекции.
  • Сильный зуд. Считается одним из первых симптомов, а также характерное жжение при мочеиспускании и прикосновениях.
  • Обильные прозрачные выделения из влагалища. Это указывает на серозный характер экссудата. В зависимости от того, каким микроорганизмом было вызвано воспаление, выделения могут отличаться. Например, при стрептококковой инфекции выделения густые с желтым оттенком, при грибках – творожистые, а для кишечной палочки характерны водянистые выделения большого объема с неприятным запахом.
  • Симптомы интоксикации. Относительно редко отмечаются повышение температуры, слабость, головная боль, озноб.
  • Увеличения паховых лимфатических узлов. Узлы могут прощупываться. При пальпации иногда отмечается их болезненность.
  • Нарушения нервной системы. Если заболевание развивается у детей, ухудшается сон и появляются признаки повышенной нервной возбудимости.

Если своевременно не обратиться к врачу и не провести лечение, острая форма вульвита переходит в хроническую, которая тяжело поддается терапии и характеризуется частыми рецидивами.

Симптомы хронического вульвита схожи с симптоматической картиной острой формы патологии, но проявляются в более стертой (размытой) форме. После заживления язвочек на половых органах могут формироваться синехии — сращения, которые впоследствии создают пациенткам проблемы в сексуальной жизни.

Классический диагностический комплекс для вульвита включает:

• Гинекологический осмотр – при появлении хотя бы одного из симптомов, перечисленных выше, стоит записаться на прием к гинекологу, который проведет классический осмотр наружных половых органов и примет решение относительно дальнейшей терапии.
  • Кольпоскопия — это метод обследования шейки матки и влагалища с помощью оптического увеличительного прибора — кольпоскопа. Он позволяет исключить или подтвердить глубокое распространение воспалительного процесса.
  • Мазки для бактериологического исследования – биоматериал сеют на питательную среду, чтобы выявить возбудителя. Параллельно проводится антибиотикограмма с целью назначения наиболее эффективного антибактериального препарата.
  • Общий анализ крови с лейкоцитарной формулой – отклонения от нормы могут указывать на наличие воспалительного процесса, анемии, глистной инвазии или аллергии.
  • Бактериологический анализ мочи – проводится в случае подозрения на инфекцию мочевой системы.

Современные методы лечения вульвита

Лечение вульвита должно быть комплексным. Обычно оно включает местную обработку наружных половых органов и общее воздействие на организм препаратами. При остром процессе детям стоит соблюдать постельный режим, а взрослым воздержаться от половой жизни.

Самыми эффективными считаются такие направления лечения:

1. Антибактериальная терапия. Назначается с учетом этиологии возбудителя. Если это специфическая инфекция (гонорея, стафилококк, трихомонада), то и лечение должно быть подобрано соответствующее. При кандидозном вульвите необходимо принимать противогрибковые препараты. У детей чаще всего превалирует условно-патогенная микрофлора и можно обойтись местными антибактериальными мазями или кремами.
  2. Местное лечение. Имеется огромный арсенал местных средств борьбы с вульвитом. Среди пациенток популярностью пользуются примочки на основе раствора фурацилина, эвкалипта или свинца. Врачи также назначают лечебные ванночки с марганцем и лекарственными травами, такими как череда, ромашка, календула. Некоторые специалисты рекомендуют регулярное подмывание раствором борной кислоты, отваром ромашки или эвкалипта. В борьбе с вульвитом применяется также спринцевание различными антисептическими растворами и использование антибактериальных свечей.

После всех процедур с применением воды необходимо высушить вульву и воспользоваться антисептической присыпкой. В случае сильного зуда на ночь назначают препараты, улучшающие сон, и мазь с успокоительным эффектом. Если причиной вульвита становится аллергия, стараются найти аллерген и по возможности избавиться от него. Местно используют антигистаминные мази.

Важно не допускать хронических инфекций в организме, поэтому стоит лечить сопутствующие заболевания (тонзиллит, кариес, цистит, парапроктит). Также необходимо позаботиться об иммунитете, обеспечить правильный прием витаминов, рациональное питание и при необходимости прием иммуномодуляторов.

Профилактика болезни

Профилактические мероприятия включают:

• Лечение хронических очагов инфекции.
  • Соблюдение личной гигиены, которое включает поддержание половых органов в чистоте, использование удобного натурального нижнего белья, гигиена половой жизни.
  • ЗОЖ: исключение вредных привычек, занятие спортом, качественное витаминизированное питание, исключение случайных половых связей.
  • Проведение познавательных бесед с детьми о важности гигиены и возможных последствиях ее нарушения. Переболевшие вульвитом девочки имеют риск бесплодия в будущем.

Само по себе заболевание не считается тяжелым, если начать своевременное лечение. Придя на консультацию к специалистам Университетской клиники, пациентки могут рассчитывать на качественную диагностику и современные подходы к лечению заболевания.