You are currently viewing Онкомаркеры женских опухолей: как выявить рак до симптомов

Оксана Жосан, гинеколог-онколог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-онколог. Руководитель сети Университетских клиник. Эксперт по патологиям вульвы и шейки матки, ведущий консультирующий врач в Центре патологии шейки матки в Санкт-Петербурге. Стаж 20+ лет. Принимает в Университетской клинике. Стоимость приема 3000 руб.
  • Reading time:5 минут чтения

Распространённость онкологических заболеваний матки, яйцеводов и яичников у женщин постоянно растет. Во многих случаях болезни имеют скрытое течение, проявляясь на поздних сроках, когда помочь пациентке очень тяжело. Выявить начальные стадии опухолевых процессов помогут анализы на онкомаркеры.

Что такое онкомаркеры и почему они образуются при онкологических заболеваниях

Злокачественная опухоль, разрастаясь и увеличиваясь в размерах, выделяет соединения – антигены, которые выявляются в крови при проведении анализа. Из-за способности показывать наличие онкологических процессов их называют онкомаркерами — определителями рака.

Некоторые из маркерных соединений могут присутствовать и при неонкологических патологиях, но в этом случае их концентрация будет гораздо ниже.

Все онкомаркеры делятся на две группы:

• Не содержащиеся в здоровом организме. Любое количество таких веществ свидетельствует о раковом заболевании.
  • Содержащиеся в норме в небольшом количестве. В этом случае важен не только факт наличия антигена, но и рост его концентрации. Для этого анализ проводится несколько раз. При раке показатели быстро увеличиваются.

По скорости увеличения и уровню антигенов можно предсказать тип новообразования. Чем быстрее и выше растет концентрация веществ-маркеров, тем злокачественнее опухоль.

Анализ помогает и в процессе лечения. Если после операции по удалению новообразования концентрация вещества-маркера упала, значит, рак удалось побороть. Повышение содержания онкомаркера в крови указывает на дальнейшее развитие опухолевого процесса и наличие метастаз.

Сдавать анализ на опухолевые онкомаркеры необходимо периодически и после лечения, поскольку болезнь в любой момент может вернуться. На раковый рецидив укажет возросшая концентрация онкомаркера.

К сожалению, наука пока еще не изобрела анализ, выявляющий все опухолевые процессы половой сферы. Поэтому при подозрении на онкопатологию нужно обследоваться на несколько онкомаркеров. Онкогинеколог сравнивает показатели и их соотношение.

Грамотно прочитать такой анализ может только врач, поэтому после лабораторной диагностики нужно записаться на консультацию к онкологу. Доктор разъяснит результаты, назначит уточняющие диагностические процедуры, поставит диагноз и назначит лечение.

Кому необходимо сдавать анализы на онкомаркеры

• Женщинам, имеющим доброкачественные опухоли матки и яичников. Эти новообразования могут озлокачествляться, что и выявит анализ.
  • Пациенткам с отягощенной наследственностью. Существуют разновидности наследственного рака, составляющие примерно 5% от всех случаев. У таких женщин имеется мутация в генах BRCA1 и BRCA2, способствующая развитию онкопатологий, в том числе яичников и матки. Мутации не означают 100% развитие онкологии, но значительно увеличивают риск. Вероятность развития опухолевых процессов женской половой сферы при неблагоприятной наследственности доходит до 80%.
  • Больным, страдающим патологиями обмена веществ, особенно гормональной дисфункцией, провоцирующей появление новообразований.
  • Женщинам, у которых ультразвуковое обследование показало уплотнения в матке, трубах и яичниках. В этом случае анализ на онкомаркеры будет дополнительным диагностическим исследованием, выявляющим характер опухоли.

Обследование будет полезно всем женщинам, особенно перешагнувшим 40-летний рубеж. В этом возрасте случаи женской онкологии учащаются.

Какие онкомаркеры применяются в лабораторной диагностике рака у женщин

Альфа-фетопротеин – вещество, выделяемое только во внутриутробном периоде. У взрослых концентрация АФП не превышает 15 ЕД/мл, но при опухолях яичников может увеличиваться. Причина его повышения – особое свойство злокачественных новообразований – гермином, которые могут синтезировать белки, похожие на эмбриональные.

Поскольку концентрация этого вещества возрастает и при печеночных онкопатологиях, пациенткам с высоким уровнем альфа-фетопротеина нужно сделать УЗИ печени, в том числе для исключения метастаз.

СА-125 — сложное органическое вещество, выделяемое опухолевыми клетками яичников. В концентрации до 35 ЕД/мл оно определяется в организме 95% взрослых здоровых женщин. При росте опухоли его уровень повышается, доходя до 10000–20000 ЕД/мл.

Это соединение обнаруживается у половины больных уже на I-II стадии рака, когда заболевание еще не дает выраженных симптомов. В дальнейшем высокие показатели регистрируются у 95% женщин, большинство из которых чувствует себя здоровыми и не подозревают о наличии опасного заболевания. В этом случае лабораторная диагностика спасает жизнь.

СА 72-4 – вещество, которое выделяет в норме только эмбрион. При некоторых типах опухолях показатель увеличивается многократно, поскольку раковые клетки размножаются также быстро, как эмбриональные. Положительный онкомаркер сопровождает до 80% случаев онкологии. Иногда он его повышение диагностируется даже раньше роста СА-125.

НЕ4 – еще один маркер опухолей яичников, концентрация которого возрастает уже на первых стадиях болезни. На доклинической стадии, когда у женщины еще нет признаков болезни, этот показатель уже повышен в 75% случаев.

В отличие от других онкомаркеров НЕ4 практически не повышается при других болезнях и доброкачественных опухолях. Анализ также показывает ранние рецидивы, возникающие после лечения.

Онкомаркер SCCA – маркер, используемый для диагностики раковых образований шейки матки. Его чувствительность составляет 75-80%. Показатель увеличивается за 6 месяцев до появления симптомов болезни.

Диагностическая значимость онкомаркеров

Может ли анализ на маркеры рака ошибаться?

Поскольку эти вещества реагируют не только на раковые опухоли, но и на другие болезни половой сферы, они могут незначительно увеличиваться при воспалениях и доброкачественных новообразованиях. Положительный анализ на онкомаркеры наблюдается при множественных кистах яичников.

Некоторые злокачественные опухоли, например, саркомы, не выделяют вещества, выявляемые онкомаркерами. Кроме этого, анализ может быть ложноположительным при совсем небольших образованиях, выделяющих ничтожные количества антигенов.

Что важно, ни один маркерный анализ не может похвастаться 100% точностью. Поэтому для большей достоверности диагностику нужно провести несколько раз. При наличии онкологии показатели будут быстро расти. Дополнительно назначаются другие методики — УЗИ малого таза, рентген, КТ, биопсия опухоли.

Как проводится анализ на онкомаркеры, подготовка

Особая подготовка к обследованию не требуется. Некоторые из этих анализов не сдают в течение двух недель после хирургического вмешательства на половых органах, биопсии матки, шейки, вульвы и других процедур. Поэтому перед проведением диагностики желательно проконсультироваться в клинике.

Взятие материала проводится натощак. Для диагностики используется венозная кровь.

Обнаружен новый онкомаркер рака, предсказывающий возможность выживания

Новое исследование, проведенное американскими учеными, дало ещё один маркер, который может предсказать перспективы лечения после диагностики рака груди.

Результаты научной работы были представлены на Ежегодном собрании Американской ассоциации исследований рака, проходившем в Атланте (Джорджия). Исследование возглавлял Тенгтенг Ван, доктор философских наук из Школы глобального общественного здравоохранения им. Джиллингса, входящей в состав Университета Северной Каролины (UNC).

Ученые из Соединенных Штатов прогнозируют, что у каждой 8-й женщины с возрастом будет развиваться инвазивный рак молочной железы. Это смертельно опасное заболевание можно сравнить с эпидемией. По данным Национального института рака, в 2018 году патология была выявлена у 266120 женщин. В  результате погибло более 40 000 пациенток.

5-летний прогноз выживаемости человека с раком молочной железы составляет почти 90 процентов. Но на развитие заболевания влияют различные факторы: стадия опухоли, возраст и общее состояние здоровья. Важный момент — качество и количество гормональных рецепторов, присутствующих в раковых клетках.

Ученые обнаружили еще один фактор, влияющий на выживаемость после диагностики рака молочной железы — побочные продукты гормона эстрогена. Эксперименты показали связь между соотношением двух типов метаболитов эстрогена и риском смертности женщин, которым поставлен опасный диагноз. Выявление этого онкомаркера поможет предсказать перспективы пациенток.

Суть открытия: как метаболиты эстрогена могут влиять на выживание? Ван и его коллеги анализировали образцы мочи у женщин с раком груди, измеряя уровни двух побочных продуктов эстрогена: 2-гидроксиэстрона (2-OHE) и 16-альфа-гидроксиэстрона.

• Первый — положительный побочный продукт, защищающий от опухолей.
  • Второй метаболит, напротив, повреждает ДНК и способствует росту опухоли.

Соотношение 16-альфа-ОНЭ и 2-ОНЕ отражает профиль метаболизма эстрогена.

«Мы обнаружили, что более высокая концентрация 2-OHE связана с уменьшением риска смерти от рака груди, сердечно-сосудистых заболеваний и других причин на 24–27%.» — сообщает профессор Мэрили Гаммон.

Проф. Гаммон также отмечает, что выявленная связь оставалась сильной и после рассмотрения других факторов: образа жизни, диеты, менопаузального статуса и медицинских условий. Это значит, что относительный баланс метаболитов эстрогена достаточно четкий маркер, независимо от предполагаемого уровня эстрогена в организме женщины.

Несмотря на полученные результаты, ученые не спешат с внедрением открытия. По их мнению, для уточнения прогностической ценности побочных продуктов эстрогена необходима дополнительная работа.

Например, нужно проследить, как меняется соотношение риска смертности и метаболитов с течением времени. Также группа ученых UNC хочет знать, играет ли роль лечение, которое получают женщины. Ещё одна важная задача — выяснить, может ли новый онкомаркер предсказать риск смерти от болезней сердца и как прогноз может измениться в долгосрочной перспективе.

Вывод

Анализ на онкомаркеры – безвредный и безопасный метод диагностики злокачественных опухолей у женщин. Для большей достоверности желательно сдать кровь на несколько онкомаркеров.

При подозрении на рак нужно пройти и другие обследования — анализы, УЗИ, кольпоскопию, гистероскопию, биопсию. Это позволит уточнить диагноз. Раннее обнаружение онкопатологий может спасти не только здоровье, но и сохранить жизнь.