Заболевания шейки матки – группа распространенных гинекологических патологий, многие из которых считаются опасными предраковыми состояниями. Во всем мире миллионы женщин сталкиваются с патологиями шейки матки, в связи с чем в гинекологии сформировался отдельный раздел, посвященный их диагностике и лечению. Записаться на прием специалиста по лечению патологий шейки матки следует каждой женщине, внимательно относящейся к своему репродуктивному и половому здоровью.

Только регулярный мониторинг состояния женских половых органов позволяет своевременно диагностировать и лечить эрозии, эктопии, лейкоплакии и другие патологические процессы шейки.

Какой врач занимается проблемами заболеваний шейки-матки?

Профилактикой, диагностикой и лечением всех типов патологических процессов в тканях шейки матки занимается врач-гинеколог. Этот специалист должен обладать также знаниями в области репродуктологии, венерологии и онкологии.

Частота патологий шейки объясняется ее строением. Эту часть половой системы выстилают два типа эпителия – многослойный (покрывает влагалищную часть) и однослойный цилиндрический (покрывает цервикальный канал). Границу соединения этих двух тканей в гинекологии называют зоной трансформации. Именно здесь чаще всего развиваются тяжелые патологические процессы.

Отделение гинекологии «Университетской клиники» оснащено инновационным диагностическим и терапевтическим оборудованием для лечения гинекологических патологий. Прием ведут врачи, обладающие большим опытом работы с пациентками, страдающими тяжелыми заболеваниями шейки матки.

Когда следует записаться на прием специалиста по лечению патологий шейки матки?

По статистике, средний возраст развития патологических процессов в тканях шейки матки у женщин составляет 52,2 года. Однако с каждым годом все больше молодых женщин страдают от этой группы заболеваний. Опасность заключается в том, что недуги шейки протекают практически бессимптомно. Заметить их на ранней стадии может только гинеколог в ходе проведения врачебного осмотра. В редких случаях пациентки могут отмечать такие симптомы:

Врачи рекомендуют посещать специалиста по вопросам патологий шейки матки не реже одного раза в полгода, чтобы предотвратить развитие тяжелых форм заболеваний. Особенно важно делать это людям, входящим в группы риска:

• девушки в пубертатном периоде;
  • пациентки, которые рано начали вести половую жизнь;
  • частые смены половых партнеров без использования барьерных методов контрацепции;
  • пациентки, имеющие признаки инфекций, передающихся половым путем;
  • поздние и множественные роды;
  • механическое повреждение тканей шейки при проведении абортов и других гинекологических операций;
  • период климакса;
  • наличие других гинекологических патологий.

Развитию патологических процессов шейки матки также способствуют любые гормональные нарушения, сбои в работе иммунной системы, вредные привычки.

Обратиться к врачу-гинекологу следует также пациенткам, которые хотят провести вакцинацию против ВПЧ для предотвращения рака и предраковых изменений тканей. Эффективность вакцинации подтверждена международными исследованиями. Вакцины против ВПЧ эффективно защищают от предрака шейки матки девушек подросткового возраста и женщин, вакцинированных в возрасте от 15 до 26 лет.

Как проходит прием специалиста по лечению патологий шейки матки

Прием специалиста проходит в несколько этапов:

1. Сбор анамнеза. Начинается прием с опроса пациентки и оценки жалоб. Врач-гинеколог будет задавать женщине вопросы относительно ее половой жизни, характера менструального цикла, беременности и родах, перенесенных инфекциях и гинекологических болезнях. Отвечать на все вопросы следует максимально честно и точно, чтобы врач мог составить объективную картину течения патологического процесса.
  2. Осмотр шейки матки в зеркалах. После опроса врач проводит осмотр пациентки на гинекологическом кресле. Оценка состояния шейки матки проводится при помощи гинекологических зеркал. Использование этих инструментов позволяет определить форму шейки матки и наружного зева, оценить цвет и структуру слизистой оболочки, выявить патологические процессы и новообразования.
  3. Кольпоскопия. В ходе классического гинекологического осмотра врач не всегда может выявить незначительные дефекты ткани слизистой оболочки. Для этого может потребоваться дополнительное использование специального оптического оборудования – кольпоскопа. Тончайший прибор вводится в просвет шейки, подсвечивает ткани и позволяет гинекологу осмотреть поверхность слизистой оболочки в многократном увеличении. Кольпоскопия – высокоинформативный и доступный метод диагностики заболеваний не только шейки, но и влагалища.
  4. Цитологическое исследование. Это оценка морфологической структуры клеток шейки матки, которые берутся в ходе гинекологического осмотра в виде соскобов. Забор соскобов производится в трех местах – влагалищная часть, граница со слизистой цервикального канала, нижняя треть канала шейки матки. Самым информативным считается метод жидкостной цитологии, которая позволяет определить широкий спектр патологий, в том числе и онкологические изменения.
  5. Гистологическое исследование. Это исследование предполагает забор биоптата тканей для оценки типа и степени поражения. Именно гистология позволяет выявить рак шейки матки на ранних стадиях.
  6. Дополнительные исследования. Дополнительные аппаратные и лабораторные исследования назначаются в случаях, когда определить тип патологии стандартным диагностическим комплексом не удается. В частности, при подозрении на рак пациенткам назначают исследование крови на онкомаркеры.

На основании первичного и повторного приема по результатам анализов специалист ставит окончательный диагноз, разрабатывает терапевтическую схему и мониторит ее эффективность. В случае ранней диагностики заболеваний шейки матки даже тяжелые патологии поддаются лечению.

Заболевания шейки матки

В гинекологии выделяют большой спектр болезней шейки матки, наиболее опасными и распространенными среди которых считаются:

• Эктопия. Этот патологический процесс диагностируется при перемещении цилиндрического эпителия во влагалищную область. Происходит это в результате механического повреждения тканей, воспаления или гормонального сбоя. В медицине это явление называют еще «псевдоэрозией» и часто путают с состоянием истинной эрозии. Эктопия чаще всего не проявляется какими-либо характерными симптомами. Лишь в редких случаях пациентки могут отмечать кровянистые выделения в межменструальный период, бели, дискомфорт во время полового акта. Женщинам, у которых диагностируется эктопия, важно регулярно проходить кольпоскопию для мониторинга состояния и предотвращения злокачественного перерождения.
  • Эрозия. Истинной эрозией называют локальное разрушение небольших участков слизистой оболочки с образованием раневых поверхностей. Опасность эрозии заключается в высокой вероятности злокачественного перерождения с образованием онкологических опухолей. Спровоцировать эрозию могут тяжелые роды, аборты, инфекционно-воспалительные процессы. Для подтверждения диагноза не всегда достаточно проведения кольпоскопии, чаще всего требуется дополнительный забор материала на биопсию. Подбирая метод лечения эрозии, важно учитывать, что многие методики оставляют рубец на поверхности слизистой оболочки, осложняющий в будущем наступление беременности и роды.
  • Лейкоплакия. Это заболевание проявляется формированием белых бляшек (пластин) или тонкой белой пленки на поверхности слизистой оболочки шейки матки. Врачи не могут однозначно сказать, какие именно причины провоцируют лейкоплакию, однако не исключается эндокринная, воспалительная и травматическая этиология болезни. Пациентки с диагностированной лейкоплакией должны регулярно проходить комплексное обследование, поскольку это состояние считается предраковым.
  • Папилломы. Сегодня вирусом папилломы человека (ВПЧ) заражена большая часть взрослого населения, ведущего активную сексуальную жизнь. Генитальный герпес проявляется образованием кондилом (специфических наростов) на слизистой оболочке половых органов. При поражении тканей шейки матки ВПЧ становится основной причиной онкологических процессов. Для диагностики ВПЧ проводят ПЦР-исследование, которое позволяет выявить и идентифицировать инфекции, передающиеся половым путем.
  • Дисплазия. При развитии этой патологии наблюдается изменение тканей слизистой оболочки, однако, в отличие от эрозионных процессов, поражается структура отдельных клеток. Эта патология часто становится следующим этапом развития эрозии и эктопии. Заболевание также протекает бессимптомно, в связи с чем диагностировать его можно только в ходе профилактического гинекологического осмотра.
  • Ретенционная киста. Кисты такого типа считаются доброкачественными новообразованиями, которые формируются обычно после тяжелых естественных родов. Женщина при этом может отмечать кровянистые выделения и неприятные ощущения во время секса. Несмотря на доброкачественность ретенционных кист, их лечение проводится путем удаления.
  • Рак (карцинома). Это опасное онкологическое заболевание, опасность которого для жизни и здоровья женщины сложно переоценить. Чем раньше врач выявит опухоль, проведет кольпоскопию, биопсию, тест Папаниколау, тем выше вероятность излечения пациентки. В тяжелых случаях удаление рака требует полного удаления всей матки.

Лечение заболеваний шейки матки

Терапевтическая схема подбирается индивидуально для каждой пациентки с учетом особенностей ее состояния. Лечение обычно включает прием медикаментозных препаратов и удаление пораженных участков слизистой оболочки.

С целью направленного щадящего разрушения патологических тканей применяются методы химической и лазерной коагуляции, диатермокоагуляции, криодеструкции. Эти методы отличаются безопасностью и высокой избирательностью, однако могут спровоцировать образование рубцов на слизистой оболочке шейки. Эти рубцы впоследствии могут вызывать проблемы при зачатии и вынашивании беременности. Наиболее безопасным и щадящим методом даже при обширных патологиях считается радиоволновое лечение, не оставляющее рубцов и шрамов.

Если патология поражает обширный участок тканей, применяется методика конусовидного удаления фрагмента шейки матки скальпелем, которая называется ножевая конизация. Подтвержденная онкология может стать показанием к полной ампутации матки. Придатки матки и яичники удалению не подвергают.

Записавшись на прием к специалистам по лечению патологий шейки матки «Университетской клиники», женщины могут избежать тяжелых заболеваний, включая предраковые состояния и рак.