You are currently viewing Эритроплакия шейки матки

Татьяна Островерхая, гинеколог-эндокринолог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-эндокринолог. Стаж 19+ лет. Принимает в Университетской клинике в Санкт-Петербурге. Стоимость приема 2000 руб.
  • Reading time:4 минут чтения

Эритроплакия – это опасное предраковое поражение шейки матки. Дословно название болезни переводится как «красное пятно». При этой патологии развивается атрофия тканей наружной части шейки матки. Если эритроплакию не лечить, высок риск развития рака.

Чтобы диагностировать патологии шейки матки на ранних стадиях, следует записаться на прием специалиста по лечению заболеваний шейки матки в Университетскую клинику.

Что такое эритроплакия?

Это заболевание встречается относительно редко. Страдает при эритроплакии слизистая часть шейки матки, которая контактирует с влагалищем. Называют эту часть шейки экзоцервиксом. В норме поверхность экзоцервикса выстилает плоский эпителий, который постоянно обновляется. Если процессы обновления клеток  плоского эпителия нарушаются, происходит атрофия тканей.

В результате нарушения созревания и отторжения эпителиальных клеток, слизистая оболочка сильно истончается. Через тонкую слизистую хорошо видны кровеносные сосуды. В этих местах появляются красные пятна. Нижние слои эпителия сохраняются, однако могут появляться атипичные клетки. Это главная опасность при эритроплакии, поскольку рост атипичных клеток приводит к раку.

Патология носит очаговый характер. При отсутствии лечения эритроплакия быстро прогрессирует, усугубляя состояние пациентки.

Причины эритроплакии шейки матки

Причины развития патологии до конца не изучены. Однако по статистике страдают от эритроплакии чаще женщины детородного возраста. До начала половой жизни и после наступления менопаузы болезнь развивается редко.

К факторам, которые могут вызвать эритроплакию, относят:

• Хронические воспаления шейки матки. Длительный воспалительный процесс нарушает обновление тканей. Это происходит, поскольку хроническое воспаление в экзоцервиксе приводит к необратимым изменениям в клетках. Клеточные элементы отмирают (подвергаются некрозу) и отшелушиваются. Причиной хронического воспаления шейки становятся инфекции, передающиеся половым путем. Особенно опасно заражение вирусом папилломы человека, так как ВПЧ вызывает атипию клеток. Иногда болезнь провоцирует хламидиоз, гонорея, генитальный герпес.
  • Генетический фактор. До сих пор ген, отвечающий за атрофию, не установлен. Однако врачи отмечают, что риск патологии повышен у женщин, в семье которых были случаи этого заболевания.
  • Травмы эпителия. Если женщине проводят хирургический аборт, выскабливание, операции в области половых путей, повышается вероятность атрофии клеток. Это связано с нарушением иннервации и питания тканей. Клетки эпителия отмирают, так как не получают достаточного кровоснабжения.
  • Химические факторы. Экзоцервикс контактирует с влагалищем. В результате на его слизистую оболочку могут воздействовать некоторые химические вещества. Например, лубриканты, латекс презервативов, спермициды, растворы для спринцевания и т.д. Чем чаще происходят химические воздействия на шейку матки, тем выше риск атрофии.
  • Нарушения иммунитета. Иммунная система контролирует процессы регенерации тканей в организме. Если работа иммунитета нарушена, клетки эпителия отмирают, а новые не образуются. В результате слизистая оболочка шейки истончается.
  • Гормональный сбой. Подтверждена связь эритроплакии и повышения уровня гормона эстрадиола в организме женщины. Механизм этой зависимости пока не описан.

К «непрямым» факторам риска по эритроплакии относят:

• курение;
  • частую смену половых партнеров;
  • раннее начало половой жизни;
  • травматичные интимные отношения;
  • частые роды.

Симптомы эритроплакии шейки матки

Болезнь почти всегда протекает бессимптомно. Если слизистая оболочка сильно истончается, во время интима могут травмироваться сосуды экзоцервикса. Тогда после полового акта появляются мажущие кровотечения.

Так как патология обычно развивается на фоне инфекции и воспаления, первыми симптомами становятся признаки цервицита. К ним относят:

• слизистые, гнойные, серозные выделения из влагалища;
  • тянущие боли внизу живота;
  • зуд и жжение половых органов;
  • отек вульвы.

Как выглядит эритроплакия под микроскопом

На фото эритроплакии хорошо видно, как выглядит шейка матки при кольпоскопии.

Фото эритроплакии шейки матки

Диагностика заболевания

Чтобы выявить патологию на ранней стадии, следует регулярно проходить профилактические осмотры у гинеколога. Изменения эндоцервикса хорошо заметны даже при стандартном осмотре в зеркалах. Однако необходимо провести дополнительные исследования для исключения онкологии.

Схема диагностики эритроплакии включает такие методы:

• Осмотр в зеркалах. Женщину осматривают на гинекологическом кресле. В просвет влагалища вводят набор стерильных зеркал, чтобы осмотреть внешнюю часть шейки матки. Очаги атрофии проявляются как ярко-красные или бордовые пятна с четкими контурами. При нажатии на них инструментами, могут появляться капли крови. Это указывает на тяжелую стадию патологии.
  • Расширенная кольпоскопия. Это процедура осмотра шейки матки при помощи кольпоскопа. Инструмент многократно увеличивает ткани шейки, для проведения детального осмотра. Чтобы улучшить визуализацию патологических зон, ткани слизистой предварительно окрашивают. Если для окрашивания используют раствор Люголя, зона атрофии не окрашивается. Если в качестве красителя применяют 3% раствора уксусной кислоты, зона патологии бледнеет.
  • Цитологический анализ. Это исследование назначают, чтобы исключить или подтвердить атипию клеток. На анализ берут мазок (соскоб) шейки матки. Материал исследуют под микроскопом, чтобы оценить строение, форму, размеры клеток. Если в образце выявлены атипичные клеточные структуры, проводят дальнейшую диагностику на рак.
  • Диагностика инфекций. Так как причиной эритроплакии чаще всего становится инфекция, необходимо определить тип возбудителя. Для этого используют ПЦР-диагностику, ИФА-тест, РИФ. Эти методы позволяют идентифицировать бактерии и вирусы, в частности ВПЧ.

Результаты анализов передают гинекологу, для расшифровки и разработки схемы лечения.

Лечение эритроплакии

Атрофия тканей необратима. Методов, позволяющих восстановить здоровый эпителий экзоцервикса, не существует. Чтобы не допустить рака, патологическую зону необходимо удалить.

Для удаления участка эритроплакии используют такие методы:

• Криодеструкция. Это деструкция очага при помощи жидкого азота. Клетки разрушаются, поскольку на них воздействуют низкой температурой. При криодеструкции женщина не чувствует боли, а спазм сосудов препятствует развитию кровотечения. Так как заморозка не меняет эластичности тканей шейки, метод часто применяется для лечения молодых женщин.
  • Диатермокоагуляция. Это разрушение пораженной зоны под действием тока высокой частоты. Клетки отмирают, после чего выводятся через влагалище. Метод применяется редко, поскольку требует обезболивания и травмирует ткани шейки матки. Если женщина планирует рождение детей, диатермокоагуляция не применяется.
  • Вапоризация. Чтобы удалить участок атрофии, используют направленный лазерный луч. Под действием лазера клетки эпителия нагреваются и испаряются. Метод считается безопасным, поскольку позволяет удалить участок патологии, не травмируя здоровые ткани. Осложнения после вапоризации возникают редко.
  • Радиоэксцизия. Это бескровный метод удаления очага патологии под действием  радиоволнового излучения. Методика безопасна, поскольку исключает риск инфицирования, кровотечения и образования шрамов. Еще одно преимущество – возможность гистологического анализа иссеченных тканей.
  • Конизация. При тяжелых формах заболевания применяют технику удаления участка тканей в виде конуса. Вместе с пораженными зонами, удаляются и здоровые ткани. Конизацию проводят лазерным, петлевым или хирургическим методом. Хирургическую методику применяют редко, поскольку она отличается высокой травматичностью.

Если атрофия тканей произошла на фоне инфицирования и воспаления, дополнительно назначают антибиотики. Препарат и дозу подбирают по результатам анализов.

Восстановление после лечения

Восстановление после удаления очага патологии зависит от метода проведения операции. Женщины часто отмечают боли внизу живота и кровотечения. Если операция проведена правильно, симптомы проходят без врачебного вмешательства.

После удаления эритроплакии, женщине дают такие рекомендации:

• отказ от половой жизни на протяжении 7 дней;
  • исключение физических и эмоциональных нагрузок;
  • не посещение бани, сауны, открытых водоемов 4 дня после процедуры;
  • барьерная контрацепция на протяжении 2-3 месяцев.

Правильный подход к лечению – залог быстрого восстановления шеечных тканей. Чтобы оценить эффективность терапии, проводится повторная кольпоскопия. Пройти все этапы диагностики и лечения эритроплакии можно, обратившись в кабинет патологии шейки матки «Университетской клиники».