You are currently viewing Эктропион шейки матки: патология, за которой нужно следить

Оксана Жосан, гинеколог-онколог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-онколог. Руководитель сети Университетских клиник. Эксперт по патологиям вульвы и шейки матки, ведущий консультирующий врач в Центре патологии шейки матки в Санкт-Петербурге. Стаж 20+ лет. Принимает в Университетской клинике. Стоимость приема 3000 руб.
  • Reading time:3 минут чтения

Многие патологические состояния склонны длительное время не проявлять себя симптомами, что внушает ложное ощущение благополучия и приводит к тому, что заболевание диагностируется уже в хронической стадии, когда для лечения понадобится значительно больше времени и сил. К таким коварным патологиям относится и эктропион шейки матки. Давайте разберемся, что же это такое.

Причины развития эктропиона

Цервикальный эктропион – это выворот слизистой оболочки канала шейки матки. Патология является одним из видов эктопии (повреждения) слизистой оболочки шейки матки, когда нормальный плоский эпителий (верхний слой клеток) шейки заменяется эпителием цервикального канала.

Область на внешней стороне шейки матки, где внутренние железистые клетки вступают в контакт с плоскими эпителиальными клетками, называется зоной трансформации или многослойным плоским эпителием. Зона трансформации визуально представляет из себя красное, воспаленное пятно, так как железистые клетки нежные и легко раздражаются и повреждаются.

Причины развития эктропиона различны, но часто связаны с беременностью и родами.

К патологическому состоянию приводят:

• разрывы шейки матки во время естественных родов (особенно двусторонние);
  • некорректное наложение швов после эпизиотомии (процедуры родовспоможения, при которой на шейке матки делается надрез);
  • аборты на поздних сроках беременности.

Эктропион относится к гормонозависимым патологиям. Вызвать нарушение может, например, бесконтрольный прием противозачаточных таблеток.

Возможны и другие причины, о которых ученые ещё не знают. Например, заболевание бывает врожденным, почему это происходит, пока точно не известно.

Симптомы

Эктропион довольно длительное время может существовать бессимптомно или не вызывать какого-либо значительного дискомфорта. Основные субъективные признаки наличия этого заболевания следующие:

• дискомфорт или боль во время полового акта;
  • кровянистые выделения после сексуального контакта;
  • более обильные, чем обычно, слизистые выделения из влагалища;
  • зуд;
  • мажущие выделения, не связанные с менструацией;
  • нерегулярный менструальный цикл;
  • боли в области малого таза.

Подобные симптомы бывают при многих гинекологических заболеваниях, поэтому нельзя ставить себе диагноз самостоятельно. Нужно обратиться к гинекологу и обследоваться.

Ещё один повод для записи на консультацию в гинекологию — непредсказуемость процесса. Любое длительно протекающее заболевание обрастает осложнениями, и эктропион шейки матки — не исключение. Последствия могут быть как незначительные, например, псевдоэрозия, так и грозные — вплоть до рака шейки матки.

ектропион матки
Как выглядит эктропион шейки матки

Эктропион и рак

Красный, воспаленный вид шейки матки у женщин с эктропионом внешне похож на начальную стадию рака шейки матки. Однако два условия не связаны между собой. Эктропион не вызывается раком и не считается ранним симптомом рака шейки матки.

Эктропион и хламидиоз

Наличие эктропиона шейки не означает, что у пациентки есть хламидиоз. Тем не менее, исследование, проведенное в 2009 году, показало, что у женщин моложе 30 лет с диагностированным эктропионом уровень присутствия хламидийной инфекции выше.

Поэтому нужно сдавать мазки на инфекции, передающиеся половым путем (ИППП). Особенно важно проверяться на хламидиоз и гонорею, которые могут протекать бессимптомно.

Диагностика

Для постановки предварительного диагноза достаточно простого осмотра на гинекологическом кресле. Характерная картина зияющего цервикального канала (в норме он должен быть сомкнут) и наличие рубцов на шейке матки позволяют опытному гинекологу сразу определить эктропион у пациентки.

Подтверждение диагноза требуется так как внешне цервикальный эктропион схож с ранними стадиями рака шейки матки.

Для исключения или подтверждения осложнений основного заболевания могут быть дополнительно проведены:

1. Расширенная кольпоскопия – осмотр шейки матки через специальный аппарат, имеющий подсветку и позволяющий получить увеличенное изображение слизистой оболочки шейки матки и стенок влагалища, – кольпоскоп. С помощью этого исследования можно уточнить наличие псевдоэрозии, лейкоплакии и других изменений слизистой.
  2. Биопсия измененных участков слизистой оболочки шейки матки. Выполняется для уточнения диагноза и его осложнений.
  3. ПЦР (полимеразная цепная реакция) – исследование, позволяющее выявить папилломавирус, вирус герпеса и другие заболевания, передающиеся половым путем.
  4. Бактериоскопическое и бактериологическое исследование (мазок и посев) – для выявления бактериальных возбудителей инфекций половых путей или дисбаланса нормальной и условно-патогенной флоры влагалища.

Лечение

Схема лечения напрямую зависит от степени выраженности самого заболевания и его осложнений. На начальных стадиях потребуется только наблюдение и лечение сопутствующих инфекций. Если же присутствуют боль и кровотечение, потребуется прижигание.

Выбор методики удаления патологических клеток зависит от степени, глубины и площади эктропиона. Чаще всего применяются современные малотравматичные инструменты — лазер и радионож. Реже проводится криодеструкция (жидкий азот).

После прижигания нужно месяц избегать сексуальной активности, это же время нельзя использовать тампоны.

После малотравматичного лечения все быстро заживает. Осложнения возможны при несоблюдении рекомендаций врача, если занесена инфекция. К гинекологу нужно обратиться при появлении гнойных, дурно пахнущих выделений, сильного кровотечения, повышенной температуры, болей в животе.

Профилактика

Важность регулярного медосмотра у гинеколога трудно переоценить. Посещая специалиста раз в полгода, вы предупреждаете многие серьезные болезни, которые способны не только ухудшить качество жизни, но и представлять серьезную угрозу. И не забывайте, что если симптомы заболевания уже появились, нет смысла оттягивать визит – вовремя начатое лечение гарантирует максимальный эффект.

Наш медицинский центр имеет специально оборудованное отделение лечения патологий шейки матки и располагает самой современной аппаратурой для диагностики гинекологических проблем. А высококлассные специалисты в области акушерства и гинекологии ведут прием во всех его филиалах.