Удаление полипа в матке – гинекологическая процедура, дающая возможность женщине справиться с такими проблемами, как бесплодие и кровотечения. Для устранения образований назначают гистероскопию или выскабливание полости матки.

Удаление полипа в матке
Удаление полипа в матке. Автор фото svitlanah

Полип в матке: что это?

Полип — доброкачественное (не связанное с раком) новообразование, связанное с нарушением деления клеток. Может вырастать на слизистых разных органов, в том числе и в матке.

В матке патологическое разрастание может происходить из эндометрия или эндоцервикса, то есть возможно поражение и матки, и цервикального канала.

Полипы бывают одиночные, множественные, большие и маленькие. Длина образований тоже варьирует от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Бывают такие большие полипы, что они перекрывают цервикальный канал.

Для молодых женщин более характерны железистые образования (растут из богатого железами эндометрия), а для женщин в возрасте – фиброзные, так как слизистый слой матки у них атрофируется.

Эти новообразования хорошо поддаются хирургическому и гормональному лечению. Неблагоприятный прогноз связан с аденоматозными разрастаниями, которые содержат атипичные (видоизмененные) клетки, и считаются предраковым состоянием.

Гистероскопия (гистерорезектоскопия) — самый современный хирургический метод лечения гиперплазии и полипов. Пройдите гистероскопию за 18400 рублей в Университетской клинике за 1.5 часа.

Включено:

• Консультация врача анестезиолога и хирурга-гинеколога в день операции.
  • Операция на современном видеокомплексе.
  • Внутривенный щадящий наркоз (пропофол).
  • Гистологическое заключение.
  • Антибактериальная профилактика.
  • Обезболивание и пребывание в палате 2 часа.
  • Лечение гиперплазии эндометрия и полипов без операции за 2000 рублей.
  • Консультация гинеколога-эндокринолога с назначением лечения.

Причины появления полипов

Основная причина образования полипов – это гормональные нарушения. Рост полипов напрямую связан с повышением уровня гормона — эстрогена. Поэтому в группе риска женщины, принимающие гормональные препараты, имеющие заболевания эндокринной системы, в органах которой образуются гормоны

Значительную роль в этом процессе играют хронические инфекции половых органов, стрессы, факторы окружающей среды, снижающие иммунную защиту. Полипы часто обнаруживаются у женщин с ожирением и гипертонией — это также располагающие факторы.

Основные симптомы

Основные симптомы, которые возникают при образовании полипов в матке или цервикальном канале:

• кровянистые выделения между менструациями (без каких-либо известных причин) или после половых контактов;
  • обильные кровотечения, начинающиеся через несколько дней после менструации у женщин детородного возраста и в любое время у женщин в менопаузе;
  • продолжительные критические дни с сильными кровотечениями;
  • бесплодие (образования могут перекрывать устья маточных труб или препятствовать имплантации плодного яйца).

Кроме перечисленных симптомов полипы часто связаны с воспалением эндометрия и эндоцервикса, развивающимся на фоне некротизации патологического элемента. Наиболее опасное осложнение – злокачественное перерождение.

Диагностика

При осмотре гинеколог может выявить только большие полипы, выступающие из цервикального канала наружу. Поэтому для выявления патологии необходимы специализированные диагностические процедуры.

Врач назначает:

Идеальный вариант обследования — гистероскопия. Во время процедуры гинеколог детально осматривает внутреннюю оболочку матки, берет ткани для анализа. Если полип обнаружился во время выполнения диагностической гистероскопии, его удаляют сразу во время процедуры.

Можно ли не удалять полипы в матке?

После оценки гинекологом числа, строения и размеров полипов, делаются выводы о вариантах лечения.

Небольшие бессимптомные доброкачественные полипы у женщин детородного возраста можно оставить под наблюдением. После нормализации гормонального фона, они часто рассасываются. Но стоит учитывать, что при склонности к таким новообразованиям, придется наблюдаться у гинеколога всю жизнь. Консервативное лечение полипов и эндометрия, и эндоцервикса не гарантирует отсутствие рецидивов.

Решение об удалении выроста слизистой, обнаруженного при ультразвуковом исследовании, принимается после наблюдения за ним в течение нескольких менструальных циклов. При неэффективности гормонотерапии, в случае сильного кровотечения или обильных менструаций, полипы в матке обязательно удаляют. Наиболее эффективный метод устранения полипов — лечебная гистероскопия.

Удаление полипа в матке — единственный действенный способ лечения этой патологии. Это касается женщин всех возрастов, так как образование и разрастание полипов негативно влияет на детородную функцию и опасно злокачественным перерождением клеток (особенно после менопаузы).

В нашей клинике лечение гиперплазии эндометрия и полипов без операции можно получить за 2000 рублей. Лечение назначается на консультации гинеколога-эндокринолога.

Противопоказания к удалению

Удаление полипа любым из возможных методов – это хирургическое вмешательство, требующее определенных условий.

Гинеколог перенесет операцию в следующих ситуациях:

• острые инфекции в организме (вирусные, бактериальные);
  • инфекционно-воспалительные процессы в половых органах;
  • неудовлетворительная степень чистоты влагалища;
  • нарушения свертываемости крови;
  • беременность.

Большая часть противопоказаний устраняется лечением.

Удаление полипа эндометрия — полипэктомия

Удаление полипа эндометрия осуществляется во время гистероскопии или с помощью выскабливания полости матки. Выскабливание ведется под контролем гистероскопа — оптического прибора с подсветкой. Без визуализации полностью убрать патологическое образование сложно. Также гинеколог может пропустить мелкие полипы и другие дефекты матки.

Если полип развился на фоне гиперплазии эндометрия (патологическое утолщение внутреннего слоя матки), после гистероскопии обязательно проводят выскабливание.

Полипы в маточной полости удаляют под общим наркозом. В зависимости от того, как прошла операция, как чувствует себя женщина, какой характер имеют послеоперационные выделения, врач дает дальнейшие рекомендации.

Основная задача гинеколога во время операции – полное удаление образования вместе с ложе вплоть до мышечного слоя матки. Т.е. нужно убрать все склонные к гиперделению клетки. Для этого применяют различные механические инструменты (ножницы, щипцы), новейшую электрохирургическую и радиоволновую аппаратуру.

Удаленный во время процедуры материал (ткани полипа и эндометрия) отправляют на гистологическое исследование. Это необходимо для определения дальнейшей тактики лечения пациентки. В лаборатории образцы проверяют на наличие атипичных клеток.

Если обнаружены множественные полипы, имеющие склонность к онкоперерождению, орган придется удалить. Гистерэктомия проводится женщинам после 50 лет, когда репродуктивная функция утрачена.

Отзывы об удалении полипа преимущественно положительные, так как процедура переносится женщинами нормально, хотя они и настраивают себя на что-то болезненное и неприятное.

Послеоперационные выделения и боли имеют низкую интенсивность, поэтому не сильно беспокоят женщин.

Удаление полипа цервикального канала

Канал шейки матки — более доступное место, в случае размещения в нем полипа, провести процедуру удаления легче. Поэтому часто гинеколог обходится местной анестезией.

Удалить образования в цервикальном канале можно следующими методами:

• механическим — с помощью выскабливания специальным инструментом;
  • криодеструкцией (воздействие жидким азотом);
  • радиохирургическим методом (с использованием радионожа).

Современная рекомендуемая методика — радионож. С его помощью удается удалить полип полностью, не затрагивая здоровые ткани. Также эти методы не оставляют кровотечений, ткани быстро заживают.

Лечение после удаления полипа эндометрия

Удаление полипа в матке или цервикальном канале не устраняет причину его образования. Поэтому после операции необходимо пройти курс лечения.

Терапия ведется в двух направлениях:

• Профилактика рецидивов (устранение причины) – назначение гормональной терапии. Основывается на результатах анализов на концентрацию половых гормонов в крови пациентки.
  • Профилактика инфекционно-воспалительных осложнений – назначение антибиотиков и противовоспалительных препаратов.

Эти методы подходят, если в образцах удаленных тканей не обнаружены атипичные клетки. Если выявлен риск развития рака, потребуется дополнительная диагностика и другой вариант лечения.

Беременность после удаления полипа эндометрия

Образование полипов – это следствие дисбаланса половых гормонов, который также может быть причиной бесплодия. Поэтому для нормализации детородной функции только удаления патологических разрастаний недостаточно.

Для повышения вероятности наступления беременности должно быть проведено и хирургическое лечение, и соответствующая коррекция гормонального фона.

Планировать зачатие рекомендуется через 2-3 месяца после всех процедур. Рецидив полипа во время беременности не опасен для ребенка, поэтому с его удалением необходимо подождать до родов.

В послеоперационном периоде женщине следует соблюдать все рекомендации врачей, касающиеся возобновления половой жизни, интимной гигиены, приема лекарств, физических нагрузок и т.д.