По данным ВОЗ около 5% женщин в мире сталкиваются с бесплодием. С каждым годом эта проблема приобретает все более глобальные масштабы. Если в течение 12 месяцев активной сексуальной жизни без контрацепции у женщины не наступает беременность, следует записаться на прием специалиста по женскому бесплодию — репродуктологу.

Прием репродуктолога

Этот врач обладает комплексом знаний в сфере репродуктологии, гинекологии, эндокринологии, онкологии, психологии и других направлениях медицины.

Своевременное обращение позволяет организовать грамотную диагностику причины бесплодия и разработать максимально эффективный комплекс лечения.

С какой целью проводится консультация специалиста по женскому бесплодию?

Диагноз «бесплодие» ставится врачом-гинекологом, всем женщинам, столкнувшимся с проблемами с зачатием ребенка. Этот диагноз всегда становится стрессом для пациентки и звучит как приговор. На самом же деле нередко проблемы с беременностью не связаны с патологиями. В некоторых случаях паре просто требуется больше времени для естественного зачатия. Задача специалиста по бесплодию – определить истинную причину неудачи и подобрать оптимальную схему терапии.

Специалисты выделяют около 20 факторов, которые могут приводить к женскому бесплодию. Наиболее распространены следующие причины снижения фертильности у женщин:

• Трубно-перитонеальный фактор – бесплодие такого типа связано с нарушенной проходимостью маточных труб в совокупности со спайками в малом тазу или без них. Это самая распространенная причина женского бесплодия, диагностируемая почти у половины (40%) всех женщин, обратившихся за консультацией к специалисту. При этом проблема заключается в том, что яйцеклетка не может преодолеть путь от яичника до полости матки, поскольку на ее пути возникает препятствие в виде спаек, рубцов, опухолей в просвете трубы.
  • Эндокринный фактор – при этом беременность не наступает в связи с нарушением процесса овуляции на фоне расстройства гормонального фона. На репродуктивную систему женщины влияние оказывают не только гормоны яичников, но и эндокринные факторы гипоталамо-гипофизарной системы, щитовидной железы, коры надпочечников и других желез внутренней секреции. Отклонение уровня любого гормона от нормы может стать причиной не наступления беременности у женщины. Эндокринный фактор встречается в 30% случаев женского бесплодия.
  • Гинекологический фактор – в этом случае зачатие не происходит в связи с патологиями гинекологической сферы и проведением хирургических вмешательств на органах малого таза (аборты, внутриматочные выскабливания). Эндометриоз, миомы, сальпингит, аднексит, эндометрит, злокачественные опухоли матки и ее придатков – все эти заболевания могут нарушать репродуктивную функцию. Отдельное внимание уделяется инфекциям, передающимся половым путем, которые оказывают резко негативное влияние на фертильность женщины. Эта форма бесплодия диагностируется примерно у 20% пациенток.
  • Иммунологический фактор при этом в организме женщины выделяются специфические антиспермальные вещества, препятствующие зачатию. Преодолеть этот фактор очень сложно, но встречается иммунологическая форма лишь в 2% случаев.
  • Психогенный фактор – иногда отсутствие беременности не имеет физических причин. Психологические проблемы, зажимы и негативные установки вызывают отторжение оплодотворенной яйцеклетки.

Когда точную причину установить не удается, диагностируют бесплодие неясного происхождения.

Абсолютным считается бесплодие, при котором у женщины полностью отсутствуют маточные трубы или матка. Во всех остальных случаях говорят об относительном бесплодии, которое может подвергаться лечению.

В связи с большими возможностями современной медицины, своевременная консультация специалиста по женскому бесплодию позволяет пациентке в будущем ощутить радость материнства.

Стоимость услуг гинеколога в Университетской клинике
УслугаЦена, руб.
Прием (осмотр, консультация) врача-гинеколога с высшей квалификационной категорией2000
Ультразвуковое исследование матки и придатков1700
Взятие гинекологического мазка400
Введение или удаление внутриматочной спирали3500
Все цены ⇒

Как проходит консультация специалиста по женскому бесплодию

Обращаясь к специалисту по вопросам женского бесплодия, важно понимать, что не наступление беременности может быть связано с патологиями обоих партнеров. Именно поэтому консультацию врача лучше проходить паре. Прием всегда начинается с детального опроса пациентки.

1.   Опрос пациентки

На этом этапе врач задает женщине множество вопросов, позволяющих сделать первые предположения относительно причин развития бесплодия. В ходе опроса задаются вопросы такого характера:

• Вопросы, касающиеся менструального цикла – врач обязательно уточнит, когда наступила первая менструация, насколько регулярен менструальный цикл, имеются ли отклонения и особенности течения месячных;
  • Вопросы, касающиеся сексуальной жизни – специалисту следует рассказать о том, во сколько лет произошел первый сексуальный контакт, сколько всего партнеров было у женщины, имеются ли проблемы в интимной сфере.
  • Вопросы, касающиеся гинекологических патологий – специалист задает ряд вопросов, касающихся перенесенных ранее заболеваний половых органов, инфекций, передающихся половым путем, хирургических вмешательств.
  • Вопросы, касающиеся родов и абортов – информация относительно предыдущих беременностей, абортов и тяжелых родов необходима для установления причины бесплодия.
  • Вопросы, касающиеся контрацепции – врачу следует сообщить о том, какие методы контрацепции использовались до планирования беременности, поскольку некоторые из них влияют на фертильность женщины.
  • Вопросы, касающиеся образа жизни специалист должен знать о вредных привычках, характере питания, уровне физической активности, профессии и особенностях режима женщины, чтобы исключить факторы приобретенного бесплодия.
  • Вопросы, касающиеся наследственного фактора – если в семье пациентки были женщины, страдающие нарушениями репродуктивной функции, об этом обязательно следует сообщить врачу.

В зависимости от ответов женщины, перечень вопросов может расширяться.

1.   Осмотр женщины

В ходе проведения осмотра специалист по женскому бесплодию выполняет такие диагностические процедуры:

• Визуальный осмотр – внешние признаки могут указывать в первую очередь на расстройства гормонального фона женщины, что часто становится причиной не наступления беременности. Врач рассчитывает индекс массы тела пациентки, осматривает состояние кожных покровов, оценивает характер оволосения лобковой зоны, подмышечных впадин, рук и т.д.
  • Пальпация – прощупывание начинают с шейной зоны, где расположена щитовидная железа. В норме пациент не испытывает боли и дискомфорта, а врач может пальпировать форму и размеры щитовидки. Также специалист прощупывает лимфатические узлы (шейные, подмышечные, паховые) на предмет их болезненности и увеличения. Следующий этап – пальпация молочной железы для выявления уплотнений, асимметрий груди, патологических выделений из сосков и т.д. Завершается этот этап исследования пальпацией передней брюшной стенки в положении лежа. Любые уплотнения, болезненность, увеличение размеров внутренних половых органов могут указывать на гинекологические патологии, снижающие фертильность женщины.
  • Гинекологический осмотрпроводится на специальном гинекологическом кресле. Врач проводит влагалищный осмотр при помощи зеркал, а также выполняет бимануальное исследование. Оно направлено на прощупывание матки и ее придатков. При этом пальцы одной руки вводятся в половые пути, а ладонь второй кладется на живот. Это дает возможность выявить увеличение внутренних органов, прощупать новообразования, установить воспаления. Врач обязательно забирает мазки из уретры и влагалища на флору и цитологию. Дополнительно женщине могут проводиться эндоскопические исследования — кольпоскопия и гистероскопия. Эти диагностические процедуры предполагают осмотр стенок влагалища, шейки матки и маточной полости в многократном увеличении на экране монитора. Иногда эндоскопия выполняется с контрастным веществом, что позволяет безошибочно выявить патологические участки слизистой оболочки шейки и влагалища.

По результатам осмотра специалист назначает женщине целый комплекс дополнительной лабораторной и аппаратной диагностики.

1.      Лабораторная и аппаратная диагностика

Дополнительный комплекс исследований, подтверждающий бесплодие и позволяющий определить причину снижения фертильности, предполагает проведение таких тестов:

• анализы на инфекции, передаваемые половым путем — исследование проводится методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), который позволяет безошибочно установить конкретного возбудителя заболевания;
  • анализы на гормоны это комплекс исследований крови в разные дни менструального цикла для определения концентрации ключевых женских половых гормонов, а также эндокринных факторов щитовидки и гипоталамо-гипофизарной системы;
  • гистологияисследование пробы тканей, взятых с оболочки матки, которое позволяет оценить состояние клеточной структуры эндометрия;
  • УЗИ органов малого таза высокоинформативный безопасный метод аппаратной диагностики, позволяющий оценить состояние матки, яичников, фаллопиевых труб и мочевого пузыря;
  • гистеросальпингография (ГСГ)метод рентгенодиагностики состояния фаллопиевых труб и внутренней полости матки, определение их анатомического строения и проходимости;
  • УЗИ щитовидки ультразвук применяется для оценки локализации, формы, размера и состояния тканей щитовидной железы, синтезирующей важные для репродуктивной системы гормоны;
  • МРТ, КТ — исследования проводятся для диагностики опухолей гипоталамо-гипофизарной системы головного мозга, которая вырабатывает гормоны, регулирующие работу половой системы.

Этот комплекс исследований может быть расширен при наличии соответствующих показаний.

В медицинском центре «Университетская клиника» консультируют специалисты высшей врачебной квалификации, использующие самое современное диагностическое оборудование и лабораторную базу. Это позволяет быстро установить причину бесплодия и найти оптимальный подход к терапии.