Университетская клиника

многоканальный

+7 (812) 337-2-007

Геморрой у беременных

От геморроя страдают и женщины, и мужчины разного возраста. Очень высокий риск получить эту патологию – у будущих мам. Во время беременности организм подвергается серьёзным нагрузкам, находится в ослабленном состоянии. Есть и другие факторы, благоприятно влияющие на формирование геморроидальных узлов у беременных.

У женщин, вынашивающих первенца, риск развития болезни примерно 30%, с каждыми последующими родами он увеличивается.

Геморрой: что это?

При геморрое изменяется структура венозных сплетений, расположенных в прямой кишке. Застой крови, вызванный разными причинами, провоцирует расширение сосудов. Под напором жидкости они меняют форму, растягиваются и искривляются. В итоге образуются геморроидальные узлы или шишки.

Геморрой бывает:

1. Первичный – болезнь самостоятельная.
  2. Вторичный – возникший на фоне другой патологии.

По месту локализации:

• наружный – расположен в районе ануса;
  • внутренний – находится в верхней части прямой кишки;
  • комбинированный – узлы и внутри и снаружи.

Различают две формы:

1. Острая, проявляющаяся яркими симптомами.
  2. Хроническая — с рецидивами.

Причины болезни при гестации (вынашивании ребенка)

Образование геморроя у беременных происходит по ряду причин:

• Большой вес и непрерывный рост матки. Малыш прибавляет в весе каждый день. Растущая матка все больше сдавливает мочевой пузырь и прямую кишку. В пережатых сосудах скапливается кровь. В результате появляются геморроидальные узлы.
  • Большой приток крови к матке. Теперь орган должен сохранять и питать плод. Все необходимое для малыша — кислород, вода, питательные вещества, витамины —  поступает с кровью. Сосуды прямой кишки не справляются с новой нагрузкой, отток происходит медленно.
  • Гормональные изменения. При гестации у будущей матери изменяется гормональный фон. Большое количество гормона беременности — прогестерона расслабляет гладкую мускулатуру всех органов, в том числе и кишечника. Это защитная реакция организма, предупреждающая выкидыш и преждевременные роды. Понижается тонус сосудов, вялые стенки легче растягиваются.
  • Запоры. У многих женщин во время беременности нарушается стул. Запоры, провоцируют натуживание. Запор — частая причина геморроя у всех пациентов.

Но это не значит, что у каждой женщины при гестации обязательно возникнет геморрой. Болезни сопутствуют следующие факторы:

• небольшое количество соединительной ткани;
  • проблемы в системе ЖКТ;
  • неправильный рацион питания;
  • лишний вес;
  • новообразования в малом тазу;
  • недостаточная подвижность;
  • большая физическая нагрузка;
  • прием лекарственных средств, снижающих тонус гладкой мускулатуры.

Прогнозировать развитие геморроя при вынашивании ребёнка довольно сложно. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

Симптомы геморроя

Признаки и общая картина при заболевании бывает разной, это зависит от степени и формы геморроя.

Основные симптомы:

• дискомфорт при опорожнении;
  • тяжесть в области прямой кишки;
  • узловые образования вокруг ануса, легко прощупываются;
  • наблюдаются прожилки или капли крови в кале.

Если геморроидальные узлы выпадают, то это прямой признак прогрессии болезни.

Как выглядит геморрой на фото

Хроническая форма

Болезнь развивается постепенно, пик приходится на момент выпадения узлов из заднего прохода. В такой ситуации роженица испытывает сильный дискомфорт, тяжесть в прямой кишке и желание срочно сходить в туалет. Состояние сопровождается постоянным зудом, расчесами, что провоцирует кровотечение и присоединение инфекции.

Хроническая форма протекает в несколько стадий:

1. Первая – женщина испытывает дискомфорт в районе ануса, возможны небольшие кровотечения, узлы есть, но не выпадают. Слизистая оболочка прямой кишки находится в раздраженном состоянии.
  2. Вторая – узлы постепенно выпадают при дефекации, но затем возвращаются в исходное место расположения. Появляются боли.
  3. Третья – узлы не возвращаются в прямую кишку, присутствует сильная боль. Дискомфорт возникает и при опорожнении, и после процесса.
  4. Четвёртая – наиболее опасная. Узлы нельзя вернуть на место даже вручную. Наблюдается недержание кала, газов, кровотечение из прямой кишки.

Проводить терапию нужно уже при первых признаках патологии.

Острая форма

Острая форма геморроя – это тромбоз геморроидальных узлов. Острое состояние — осложнение хронической формы.

Болезнь протекает в несколько стадий:

1. Первая – признаки не яркие, боль терпимая, узлы прощупываются при пальпации.
  2. Вторая – узлы становятся больше, провоцируют воспаления и раздражения. Пальпация болезненная, дискомфорт интенсивный и усиливается при ходьбе, сидении и дефекации.
  3. Третья – анус сильно воспален, краснота и раздражительностью заднего прохода. Узлы сильно выпадают из ануса. Возможен даже некроз  некоторых участков.

Эта форма поддаётся лечению, но требует тщательного врачебного контроля и исполнения всех рекомендаций проктолога.

Лечение геморроя при беременности

При выборе метода лечения учитывают состояние беременной:

• Болезнь без ярких симптомов и боли. В данном случае нужно соблюдать правила питания, выполнять определённые лечебные упражнения и меры профилактики. Хирургическое лечение не требуется.
  • Выраженные признаки: запор, жжение, кровотечения. Терапия проводится с помощью лекарственных средств, обычно свечей, примочек и травяных отваров, назначенных проктологом. Женщина обязательно наблюдается у врача.
  • Обострение. При острой форме болезни, выпадении узлов и хроническом обострении необходимо вмешательство. Благодаря щадящим методам, сейчас острый геморрой лечится даже при беременности.

Для результата необходимо использовать комплексные меры.

Методы лечения, применяемые в нашей клинике

Диета

Основа лечения – это правильное питание. С помощью коррекции рациона необходимо добиться нормализации стула. Дефекация должна проходить примерно в одно и то же время. Профилактика запоров убережет от осложнения геморроя — трещины прямой кишки.

Запрещено употреблять:

• острые, слишком пряные, жирные и копченые изделия, блюда;
  • булочки, сдобные изделия;
  • фаст-фуд;
  • маринованные продукты;
  • консервацию;
  • алкоголь;
  • крепкий чай, кофе;
  • шоколад, конфеты.

Нужно разнообразить меню фруктами, свежими овощами, кашами из овсянки или гречки, обязательно включить кисломолочные продукты. В сутки требуется пить минимум 1,5 литра жидкости.

Лечебные упражнения

Во время беременности не следует постоянно лежать, если конечно нет угрозы прерывания. В остальных случаях, а особенно в последнем триместре, нужно гулять на свежем воздухе, выполнять гимнастику, упражнения для беременных. Существует специальная йога, плавание.  Это улучшает общее состояние организма и плодотворно влияет на устранение геморроя. Какие именно подойдут для женщины упражнения, подскажет лечащий врач.

Универсальные: на укрепление ягодичных мышц, брюшной стенки и малого таза.

Личная гигиена

Один из залогов здоровья – это соблюдение личной гигиены. После опорожнения необходимо промокать бумагой или салфетками перианальную область, затем подмывать водой. В меру холодная вода хорошо влияет на сосуды и помогает справиться с узлами. Если геморрой имеет наружную форму, то проктолог назначит ванночки с антисептиками, травяными сборами.

Медикаментозная терапия

Для борьбы с геморроем в период гестации используются мази, крема и свечи. Подбирает нужные средства лечащий врач, так как многие лекарства имеют противопоказания к применению в первом триместре.

Заниматься самолечением нельзя и по другой причине: симптомы геморроя схожи с признаками других, более опасных заболеваний. Пример — рак кишечника.

Популярные средства от геморроя:

• Гепариновая мазь;
  • Венитан.
  • Левомеколь;
  • Нео-анузол (свечи);
  • Облепиховые свечи;
  • Натальсид.

Иногда назначаются пероральные препараты.

В тяжёлых случаях требуется хирургическое вмешательство. Например, когда узлы выпадают и вернуть их на прежнее место невозможно. Но операции желательно проводить либо на ранних сроках, либо после рождения ребёнка. В крайней ситуации (некроз, ущемление) узлы устраняют на любом сроке.

Народные методы

Для помощи профилактики можно использовать народные наружные средства:

• отвар из облепихи;
  • настой из зверобоя;
  • настой дубовой коры;
  • тёртый картофель.

Нужно смочить в настое или отваре примочку и приложить к анусу. Картофель же прикладывают в чистом виде. Свежий свекольный и рябиновый сок вызывает послабляющий эффект.

Использовать народную медицину можно только в комплексе с другими методами терапии, полностью заменить лечение этими способами нельзя. Прежде, чем делать примочки, следует посоветоваться с врачом.

Геморрой – это заболевание, требующее незамедлительного лечения. Иначе патология примет острую форму, начнутся осложнения (некроз, ущемление). При беременности геморрой также лечится. Главное соблюдать диету, физическую активность и регулярно посещать врача.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Евгения Савичева, проктолог, онколог. Под редакцией А. Герасимовой (Даллес)

Кандидат медицинских наук. Член Ассоциации проктологов России. Научный сотрудник кафедры хирургических болезней. Стаж +7 лет. Принимает в Университетской клинике. Цена приема 2000 руб.

Задайте вопрос или прокомментируйте статью

Закрыть меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: