Гормональный баланс – это сложная система взаимодействия биологически активных веществ в организме. Синтезируясь в минимальных дозах, гормоны разносятся по всему организму с током крови и лимфы, регулируя течение всех биологических процессов. Диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний, связанных с нарушением гормонального баланса, занимается эндокринолог. Прием этого специалиста, дополненный проведением ультразвукового исследования желез внутренней секреции, позволяет выявить причины гормонального сбоя и назначить эффективную коррекцию.

прием эндокринолога с УЗИ
Прием эндокринолога с УЗИ

Кто такой эндокринолог?

Эндокринолог – это врач, специализирующийся на изучении гормональной системы человека и коррекции патологий, связанных с дефицитом или избытком гормонов. В спектр ответственности врача-эндокринолога входит оценка состояния желез, синтезирующих биологически активные вещества:

• щитовидная железа;
  • гипоталамус;
  • гипофиз;
  • вилочковая железа, или тимус (функционирует до подросткового возраста, после чего атрофируется);
  • надпочечники;
  • поджелудочная железа;
  • яичники;
  • предстательная железа;
  • яички.

Работа этих органов определяет течение почти всех физиологических процессов в организме – рост, физическое и психическое развитие, метаболизм, половую и репродуктивную функцию, течение беременности, реакцию на стрессы и нагрузки, терморегуляцию, адаптацию, вынашивание беременности, сон и т.д. Задача эндокринолога – нормализовать течение всех этих процессов, поддерживать оптимальный баланс гормонов в организме пациента.

Когда нужно записаться на прием эндокринолога с УЗИ?

Даже незначительные нарушения гормонального баланса влекут за собой тяжелые последствия для здоровья человека. Эндокринные заболевания могут проявляться различными признаками, в связи с чем иногда диагностировать их непросто. Обязательно обратиться к эндокринологу и провести УЗИ желез внутренней секреции следует пациентам, заметившим появление таких характерных симптомов:

• ощущение слабости, быстрая утомляемость, общее плохое самочувствие;
  • любые нарушения менструального цикла – аменорея, полименорея, олигоменорея и т.д.;
  • тремор конечностей;
  • резкие беспричинные перепады температуры тела;
  • ощущение учащенного (неравномерного) сердцебиения;
  • приливы жара, холода, усиленная потливость;
  • нарушения аппетита – постоянное чувство голода или потеря аппетита;
  • резкие изменения массы тела без изменения рациона питания;
  • нарушения пищеварения, диспепсические расстройства;
  • боль в области спины, суставов, конечностей;
  • высыпания на коже, зуд, жжение, выпадение волос;
  • снижение либидо, импотенция;
  • ненаступление беременности спустя год после отказа от контрацепции;
  • беспричинное ощущение грусти, апатия, перепады настроения;
  • постоянное ощущение жажды, сухость во рту, учащенное мочеиспускание;
  • часто повторяющиеся головные боли, головокружения;
  • изменения характера оволосения тела.

Все эти признаки могут указывать на нарушения гормонального фона, требующие немедленной коррекции. Чем раньше пациент запишется на прием к эндокринологу, тем быстрее врач найдет причину неприятных симптомов.

Существуют также ситуации, при которых целесообразно посетить врача-эндокринолога даже без характерных жалоб:

• планирование беременности – ответственный подход к зачатию позволяет избежать патологий беременности и пороков развития плода;
  • период полового созревания – пубертатный период сопровождается резкими изменениями гормонального фона, что требует профессионального мониторинга со стороны специалиста;
  • беременность – консультация эндокринолога проводится всем беременным женщинам в рамках классической схемы ведения беременности;
  • менопауза – в климактерическом периоде женщина переживает резкое угасание функциональной активности яичников, что может сопровождаться неприятными симптомами, устранить которые поможет врач;
  • выбор метода контрацепции – оральные контрацептивы, гормональные пластыри, внутриматочные спирали подбираются по рекомендации эндокринолога, изучившего заключение лабораторных анализов;
  • возраст старше 45-50 лет – пациентам обоих полов старшей возрастной группы рекомендуется посещать эндокринолога с УЗИ не реже одного раза в год.

Как проходит прием эндокринолога с УЗИ?

Прием эндокринолога с УЗИ проводится в несколько этапов:

1. Этап №1 – Сбор анамнеза. Начинается прием с изучения истории болезни пациента. Врач проводит подробный опрос относительно жалоб, общего состояния больного, симптомов и сроков их появления. Также эндокринолог уточняет особенности образа жизни, рациона питания, наличия вредных привычек, генетической предрасположенности к развитию гормональных патологий.
  2. Этап №2 – Осмотр пациента. В ходе осмотра эндокринолог оценивает состояние кожных покровов, волос, ногтей, прощупывает лимфоузлы, при необходимости осматривает половые органы. Также врач может измерить давление и температуру тела, взвесить пациента, прослушать сердцебиение. На основе данных первых двух этапов врач может поставить предварительный (предположительный) диагноз, который далее подтверждается данными диагностики.
  3. Этап №3 – Проведение УЗИ. Ультразвуковое исследование позволяет визуально оценить состояние желез внутренней секреции без нарушения целостности кожных покровов. УЗИ демонстрирует форму, размеры и структуру щитовидной железы, яичников, надпочечников, предстательной железы и т.д. Процедура безболезненная и высокоинформативная. Пациенту предлагают лечь на кушетку, после чего на кожу в область локализации органа наносят специальный гель на водной основе. При помощи специального датчика врач исследует «проблемную» железу на мониторе компьютера. УЗИ позволяет выявить врожденные аномалии, новообразования, воспаления и другие повреждения железистой ткани.
  4. Этап №4 – Дополнительная диагностика. Наиболее информативным методом диагностики эндокринных патологий остается лабораторное исследование гормонального профиля. На анализ сдается кровь, в которой определяется уровень гормонов. При подозрении на отклонения показателей женских половых гормонов сдавать кровь необходимо в определенные дни менструального цикла. Кроме лабораторных исследований, эндокринолог может назначить проведение дополнительной инструментальной диагностики – КТ, МРТ и т.д.

Какие болезни лечит эндокринолог?

Врач-эндокринолог диагностирует и лечит широкий перечень заболеваний гормональной системы. Наиболее распространенными эндокринными болезнями на сегодняшний день остаются:

• Сахарный диабет – это опасное заболевание, связанное с нарушением обмена углеводов в организме. Причиной сахарного диабета становится абсолютная или относительная недостаточность гормона поджелудочной железы – инсулина.
  • Несахарный диабет – диагностируется у пациентов при нарушении выработки гормональных факторов гипоталамуса или гипофиза. Патология проявляется сильной жаждой, учащенным мочеиспусканием.
  • Гипотиреоз – недостаточная продукция гормонов щитовидной железы сопровождается замедлением метаболизма и может быть вызвана воспалительными или аутоиммунными процессами.
  • Тиреотоксикоз – патология проявляется избыточной секрецией гормонов щитовидной железы, что может быть связано с диффузным токсическим зобом (Базедова болезнь), множественными или единичными узлами щитовидки. Проявляется тиреотоксикоз ускорением процессов обмена веществ, резким похудением, нарушением терморегуляции.
  • Бесплодие – патологические изменения в работе яичников могут привести к нарушениям менструального цикла, отсутствию овуляции, ненаступлению беременности.
  • Ожирение – избыток жировой ткани в организме чаще всего связан с нарушением обмена веществ на фоне гормональных патологий. Этот процесс запускает порочный круг, при котором у пациента отмечается повышенный аппетит, сопряженный с замедлением метаболизма.
  • Болезнь Иценко-Кушинга – этот синдром вызывает патологический избыток гормонов надпочечников.
  • Акромегалия – заболевание вызывается усиленной продукцией гормона роста и сопровождается увеличением дистальных отделов туловища и частей лицевого скелета. Диагноз очень легко поставить ввиду очевидных визуальных признаков.

Эндокринолог назначает лечение в соответствии с поставленным диагнозом. Коррекция гормонального фона может достигаться за счет лечения этиологического заболевания, проведения хирургической операции, назначения заместительной терапии.

В «Университетской клинике» работают опытные квалифицированные эндокринологи, готовые оказать эффективную помощь в соответствии с высокими стандартами современной медицины.