You are currently viewing Хронический стресс — симптом гормональных нарушений

Оксана Жосан, гинеколог-онколог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-онколог. Руководитель сети Университетских клиник. Эксперт по патологиям вульвы и шейки матки, ведущий консультирующий врач в Центре патологии шейки матки в Санкт-Петербурге. Стаж 20+ лет. Принимает в Университетской клинике. Стоимость приема 3000 руб.
  • Reading time:3 минут чтения

Медицина, разделавшись с холерой, чумой и оспой, практически бессильна перед стрессом – расшатанные нервы уносят гораздо больше людей, чем эпидемии. Причём во многих случаях виноваты сами заболевшие, вовремя не обратившиеся к врачу с симптомами болезней, возникших на фоне тяжёлых жизненных ситуаций. При хроническом стрессе нужно записаться на приём к эндокринологу и сдать анализы на гормоны.

Чем опасен стресс

Человеческий организм неплохо подготовлен к стрессу, который заставляет нас бежать, соображать и судорожно искать выходы из ситуации. Для этого мобилизуются все системы организма, в первую очередь эндокринная, отвечающая за обмен веществ.

Однако организм бессилен перед хроническим стрессом, когда не надо бежать, спасаться и напрягать мышцы. Возникает гормональный сбой, приводящий к дисфункции всего организма. В результате могут развиться сахарный диабет, ожирение, патологии надпочечников и болезни щитовидной железы. Нарушение выработки гормонов приводит к болезням сердца, почек, печени и даже влияет на состояние кожи и волос.

Поэтому при возникновении любых неполадок в организме на фоне стресса нужно посетить эндокринолога и обследоваться на гормоны. Лечить возникшие симптомы – сердцебиение, нарушение пищеварения, слабость, скачки давления – бессмысленно, пока не устранена основная причина, такой подход будет пустой тратой денег и времени.

Как наш организм реагирует на стресс

Стрессы могут быть вызваны положительными и отрицательными событиями, поэтому их делят на две большие категории:

• Эустресс, связанный с положительными моментами.
  • Дистресс – вызванный отрицательными эмоциями.

Однако, как ни странно, на оба типа раздражителей наш организм реагирует практически одинаково. Поэтому мнение, что от счастья не умирают, не совсем верное – и положительные, и отрицательные эмоции одинаково сильно воздействуют на организм.

Вне зависимости от причины эмоционального возбуждения, в организме запускается целая череда ответных реакций:

• Повышается артериальное давление, и кровь устремляется к мозгу. Усиливается работа мозговых отделов, отвечающих за зрение, слух и принятие решений.
  • Усиливается работа основных систем – сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной. Надпочечники – небольшие железы, находящиеся сверху почек, начинают усиленно вырабатывать гормоны, готовящие организм к критическим ситуациям и повышенным нагрузкам. Растет уровень глюкозы и жирных кислот, насыщающих организм энергией.
  • Учащается сердцебиение, поднимается давление, усиливается работа сосудов и внутренних органов, ускоряется свертываемость крови – организм готовится к борьбе и возможному кровотечению.

Сочетание высокого давления и ускоренной свертываемости грозит образованием тромбов и их отрывом с закупоркой сосудов. Поэтому при хронической стрессовой ситуации нужно проверить свертываемость крови и, если она повышена, обратиться к врачу, который назначит противосвертывающие препараты. Иначе стресс приведет к тромбоэмболии, инфаркту и инсульту.

Стресс и диабет

Переход на усиленный энергетический режим сопровождается повышенным расходом глюкозы. Углеводы организм берёт путем расщепления гликогена, накопленного в печени, а при его нехватке – из жировых запасов.

Воздействие гормона надпочечников кортизола, выделяемого при стрессе, снижает выработку инсулина, необходимого для переработки сахара и его накопления. В стрессовом состоянии углеводы только расходуются – необходимость в их отложении отсутствует. Падение уровня инсулина повышает содержание глюкозы в крови.

Такой механизм безупречно срабатывает, если нужно убить врага или убежать от хищника. В этом случае мышцы будут усиленно работать и сожгут сахар в крови. Но современному человеку, попавшему в стрессовую ситуацию, не нужно бежать и прятаться. Однако организм работает по веками отложенному сценарию, выбрасывая гормоны надпочечников в кровь и повышая уровень глюкозы.

Это не опасно, когда такая ситуация возникает нечасто. Но хронический стресс ведет к постоянному повышению глюкозного уровня и выливается в диабет. Именно поэтому более половины заболевших сахарной болезнью отмечают ее связь с перенесенной стрессовой ситуацией.

Для диабетиков тяжелое нервное потрясение опасно для жизни. В любой момент может возникнуть резкий скачок уровня сахара – у больного поднимется глюкоза до высоких цифр и разовьется гипергликемическая кома. Без срочной медицинской помощи такое осложнение может привести к печальному исходу. Поэтому в период стрессовых ситуаций нужно контролировать уровень сахара, сдавая анализ на глюкозу.

Поскольку диабет долгое время протекает скрыто, лучший вариант выявить начальную стадию заболевания – предиабет – сдача анализа крови на сахарную кривую. Во время исследования у пациента натощак берется кровь, потом ему дают выпить стакан сладкого раствора, а затем несколько раз в течение двух часов берут анализ повторно. В норме сахарный показатель должен снизиться до 6-7 ммоль/л. При диабете этот показатель может составлять 10-11 ммоль/л.

Стресс и лишний вес. Почему при стрессе одни худеют, а другие поправляются, и к чему это приводит

Людей, попавших в стрессовую ситуацию, можно разделить на две категории. Одни в эмоционально тяжелых условиях худеют, а другие поправляются.

Секрет кроется во взаимодействии двух гормонов:

• Кортизола – разрушителя энергетических запасов. Это вещество разлагает жир, превращая его в энергию.
  • Инсулина – собирателя, отправляющего глюкозу в жировые запасы.

С их помощью организм за тысячелетия эволюции научился экономно тратить жир, чтобы не погибнуть при недостатке пищи.

Во время стресса гормон кортизол мобилизует организм, повышая уровень глюкозы в крови. Но тут в дело вступает инсулин, который начинает снижать концентрацию сахара и возвращать его обратно в состояние запасов. При хроническом стрессе такая циркуляция переходит в своеобразный порочный круг, в котором важно, какого гормона вырабатывается больше.

При хорошей работе надпочечников и слабой поджелудочной вырабатывается много кортизола и мало инсулина – возникает резкое похудение. Если кортизола вырабатывается мало, а инсулина много, вес начинает набираться.

В дальнейшем усиленная выработка гормонов надпочечниками истощает функцию этих органов. Происходит резкое снижение концентрации гормональных веществ. Пациенты жалуются на упадок сил, снижение работоспособности, головокружение, скачки давления.

В этой ситуации многие начинают неумеренно употреблять кофе, крепкий чай и энергетики, пытаясь подбодрить сердечно-сосудистую систему, «подсевшую» на большие дозы гормонов.

В тяжелых случаях развивается болезнь Аддисона, или гипокортицизм, при котором надпочечники больше не могут вырабатывать достаточное количество гормонов. Кожа больных приобретает бронзовый оттенок, за что болезнь назвали бронзовой.

Наблюдаются усталость, депрессия, нарушение менструальной функции, судороги, обезвоживание организма, плохая работа пищеварительного тракта, перебои в работе сердца. Больным приходится назначать высокие дозы гормонов.

В результате негативных изменений в организме наступает гормональный сбой, приводящий к депрессии. Многие ищут выход из нее в употреблении сладкого, мучного и спиртных напитков. Человек пытается таким образом поднять себе настроение. Пристрастие к углеводам и переедание на фоне повышенной выработки инсулина приводит к ожирению.

Поэтому, чтобы не выйти из стрессовой ситуации с парой десятков лишних килограмм, нужно в этот период посещать эндокринолога, сдавать все необходимые анализы и соблюдать низкоуглеводную диету.

Стресс, менструальная дисфункция и бесплодие

В стрессовой ситуации организм переключает все ресурсы на синтез кортизола и инсулина, отключая производство других гормонов, например половых.

Поэтому у женщин при длительных сильных переживаниях прекращаются менструации. Такое состояние называется аменореей. Организм отключает репродуктивную функцию, как не самую нужную на этот момент.

При стрессе также падает уровень гормона прогестерона, отвечающего за сохранение беременности. Поэтому на фоне нервного потрясения может произойти выкидыш или развиться бесплодие.

Стресс и щитовидная железа

Работа этого органа регулируется тиреотропным гормоном ТТГ, вырабатываемым гипофизом – придатком головного мозга. Это гормональное вещество дирижирует выработкой щитовидных гормонов трийодтиронина (Т3) и тироксина (Т4). При снижении уровня ТТГ их выработка растёт, а при повышении – уменьшается.

Надпочечниковые гормоны обладают свойством снижать уровень ТТГ и подстегивать функцию щитовидной железы. В результате повышается концентрация гормонов щитовидки, что сопровождается появлением зоба на шее, выпадением волос, выпячиванием глазных яблок, сердцебиениями, дрожью, одышкой, мышечной слабостью, бессонницей. По выражению врачей, организм начинает работать, как печь с открытым поддувалом.

Для устранения такого состояния назначаются препараты, снижающие уровень щитовидных гормонов. Иногда приходится прибегать к операции по удалению разросшегося зоба. Чтобы этого избежать, при стрессе нужно сдать анализы на щитовидные гормоны и при необходимости проводить коррекцию их уровня с помощью специальных препаратов.

Избежать стрессов очень сложно, но врачебная помощь в этот период позволит перенести тяжелый жизненный период с наименьшим ущербом для здоровья.