Примерно 16% всех диагностированных случаев рака у женщин  приходятся на онкологию молочной железы. Профилактика и раннее выявление рака груди, кист, мастопатий и других заболеваний молочной железы требует прохождения регулярных осмотров у маммолога.

осмотр у маммолога
Осмотр у маммолога

Особенно важно ежегодно проходить маммологическое обследование пациенткам, старше 40 лет. Также поводом записаться на прием считаются патологические выделения из сосков, боли в груди и изменения ее формы, обнаружение уплотнений молочной железы, период лактации. Осмотр маммолога может также потребоваться мужчинам, при появлении патологических симптомов.

Маммологическое обследование часто вызывает волнение у пациентов. Однако, при соблюдении правил подготовки, позитивном психологическом настрое и выполнении рекомендаций специалистов осмотр маммолога не сопровождается болью и дискомфортом.

Подготовка к маммологическому обследованию

Специальных мероприятий перед обследованием молочной железы не требуется. Тем не менее, для повышения информативности диагностики врачи рекомендуют придерживаться таких рекомендаций:

• Подсчет оптимального периода менструального цикла для осмотра позволяет повысить диагностическую ценность процедуры. Лучше всего проводить обследование с 5 по 12 день месячного цикла, когда молочная железа максимально приближена к норме по структуре, а гормональный фон оптимален для осмотра;
  • Непосредственно перед приемом следует провести гигиену грудной клетки;
  • Выбрать удобное, не сдавливающее белье из натуральной ткани;
  • За 10 дней отказаться от приема гормональных и антибактериальных препаратов, чтобы избежать искажения результатов лабораторной диагностики.

В случае травм груди и появления острых симптомов осмотр проводится в любой день менструального цикла без предварительной подготовки.

Как проходит осмотр маммолога

Алгоритм маммологического обследования предполагает проведение таких этапов:

Опрос пациентки

Осмотр маммолога, как и любого другого специалиста начинается с опроса пациента. Врачу необходимо сообщить обо всех симптомах, болевых ощущениях, причинах обращения. Специалист задаст ряд вопросов относительно хронических эндокринных и гинекологических заболеваний, травм груди, беременностей, родов, абортов, средств контрацепции, особенностей менструального цикла и сексуальной жизни. Также доктору следует сообщить обо всех гормональных препаратах, которые принимает пациент. Если женщина пребывает в стадии лактации, вопросы врача будут касаться особенностей кормления ребенка.

Клиническое исследование молочных желез

Диагностика патологий груди всегда начинается с физикального осмотра, который позволяет врачу довольно точно поставить предварительный диагноз. Для этого пациентке необходимо обнажить верхнюю половину тела. Клиническое исследование молочных желез состоит из таких этапов:

• Визуальный осмотр грудной клетки – врач осматривает грудь пациентки, в первую очередь, сравнивая размеры левой и правой молочной железы, а также выявляя асимметрии. При некоторых патологиях опухолевой природы маммолог может визуально обнаружить выпячивания, изменение формы груди и сосков. Большое внимание следует уделить оценке состояния кожи в этой области. В норме кожа эластична, имеет здоровый равномерный цвет без покраснений, повреждений, уплотнений. При возможности врачу следует оценить оволосение подмышечной области, с целью предварительной оценки гормонального статуса пациентки.
  • Проверка груди на выделения – чтобы определить наличие патологических выделений из сосков, врач аккуратно надавливает на сосок. Любые выделения, не связанные с лактацией, могут указывать на развитие патологического процесса. Нередко врач дополнительно проводит проверку бюстгальтера пациентки на следы выделений. Если выделения мутные, зеленоватые или белые это – признак диффузной мастопатии, которая протекает как неопасное фоновое заболевание. Если выделения прозрачные, желтые, бурые или кровянистые, врач может заподозрить формирование внутрипротоковых папиллом или злокачественной патологии.
  • Глубокое прощупывание молочных желез – основной метод диагностики во время маммологического осмотра. Пальпация тканей проводится сначала в положении стоя, а потом повторно в положении лежа на кушетке. Прощупывание начинается от ключицы и ведется до нижнего края ребер. Далее пальпация осуществляется от центра грудной клетки до подмышечной области. В ходе прощупывания врач определяет структуру, консистенцию, форму, размеры железы. Цель пальпации – выявление уплотнений, новообразований, болезненных участков груди. Также в ходе прощупывания доктор оценивает состояние лимфатических узлов подмышечной локализации. Увеличение лимфоузлов может указывать на воспалительные и опухолевые процессы в организме. Дополнительно может проводиться пальпация щитовидной железы (область шеи). Определение увеличения или уменьшения размеров этого органа может указывать на нарушения работы щитовидки, которые в свою очередь вызывают гормональный сбой. Расстройства гормонального фона – основная причина развития патологий молочной железы у пациентов обоих полов.
  • Оценка состояния сосков – врач внимательно изучает состояние ареол сосков, сравнивает их формы и размеры, определяет наличие изъязвлений, трещин, цветовых аномалий, травм.

В связи с тем, что состояние молочных желез тесно связано с гинекологической сферой, в некоторых случаях женщинам дополнительно проводится осмотр половых органов и бимануальное исследование. Врач прощупывает переднюю брюшную стенку с целью определения локализации, размеров и структуры матки, яичников, фаллопиевых труб.

В ходе физикального обследования у маммолога пациентка не испытывает боли и сильного дискомфорта. Болезненность обычно определяется при наличии воспалительных процессов, застойных явлений, новообразований груди. При выявлении любых патологических признаков в ходе стандартного маммологического обследования, врач назначает дополнительную диагностику груди.

Стоимость услуг маммолога в Университетской клинике

УслугаЦена, руб.
Прием (осмотр, консультация) врача маммолога с высшей квалификационной категорией первичный2000
Прием врача маммолога с высшей квалификационной категорией повторный (интерпретация полученных результатов обследования)2000
Комплексный прием врача маммолога, онколога (консультация, осмотр, УЗИ молочных желез)3000
Ультразвуковое исследование молочных желез1500
Аспирационная биопсия новообразований молочной железы (МЖ) или регионарных лимфоузлов (без стоимости гистологического или цитологического исследования)1800
Воздействие терапевтическим лазером900
Назначение комплексного лечения маститов, лактостаза1500
Пункция образований молочной железы (МЖ) или регионарных лимфоузлов (без стоимости гистологического или цитологического исследования)2500
Все цены ⇒

Дополнительная диагностика в маммологии

Для постановки точного диагноза по результатам первичного осмотра доктор обязательно назначит дополнительные диагностические процедуры. В маммологии особенно информативны такие методы аппаратного исследования молочной железы:

• Лучевое (рентгеновское) исследование – это основная методика аппаратной диагностики молочных желез, отличающаяся высокой информативностью. Чаще всего женщинам проводится маммография, которая представляет собой обзорное рентгеновское исследование. Снимки при этом делаются в прямой и косой проекциях. Оптимальный период проведения рентгеновской диагностики – первая фаза менструального цикла. Несмотря на то, что лучевая нагрузка при проведении подобных обследований невысока, их не проводят беременным женщинам и кормящим мамам.
  • УЗИ молочных желез ультразвуковая диагностика груди безопасна, безболезненна, высокоинформативна в отношении опухолей, застойных явлений и воспалительных процессов. Во время процедуры врач наносит на кожу пациентки специальный гель на водной основе, который облегчает прохождение ультразвуковых волн. Далее грудная клетка обследуется при помощи специального датчика. Доктор при этом может визуализировать состояние тканей железы на экране монитора.
  • Цитологическое (гистологическое) исследованиепроводится при выявлении новообразований груди. Этот метод называют еще биопсией молочных желез. Материалом для анализа становится образец ткани, взятый из обнаруженной патологической области. Если для цитологического исследования достаточно небольшого образца биоптата, проводят пункционную биопсию при помощи шприца. В тяжелых случаях может проводиться мини-хирургическая операция для забора тканей. Биопсия позволяет отличить доброкачественные опухоли от злокачественных.

Если и этого комплекса для постановки диагноза оказывается недостаточно, дополнительно проводят компьютерную томографию (КТ), флюорографию, иммуногистохимическое исследование, РТМ-диагностику. Также врач обязательно назначит пациенту лабораторные анализы крови, мочи, выделений из сосков.

Пройти комплексный осмотр маммолога высшей врачебной категории в удобное для пациента время и с применением современного диагностического оборудования, предлагает медицинский центр «Университетская клиника». Мы гарантируем качественный медицинский сервис, быструю постановку точного диагноза, эффективное лечение любых патологий молочной железы.