You are currently viewing Фиброаденома молочной железы: опасно ли новообразование

Наталья Емельянова, гинеколог-репродуктолог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-репродуктолог. Стаж 15+ лет. Принимает в Университетской клинике. Стоимость приема 2000 руб.
  • Reading time:5 минут чтения

Фиброаденома — это доброкачественная опухоль — форма мастопатии. Образуется в молочных железах у женщин. Заболевание требует наблюдения и лечения, часто хирургического, так как может быстро разрастаться, а 5% таких новообразований несут онкологическую угрозу.

Что такое фиброаденома: симптомы

Начальная стадия патологии протекает бессимптомно. Женщина случайно обнаруживает небольшой плотный узелок из железистой ткани, который достаточно легко смещается. При пальпации опухоль безболезненна, поэтому часто остается без внимания до появления симптомов.

Важный момент — опухоль имеет ровный контур, при онкологии края будут неровными.

Если патология запущена, то опухоль становится больше и легко прощупывается. В груди ощущается непривычное давление. При развитии злокачественного процесса, видны изменения кожи над опухолью (цвет, структура), появляются выделения из сосков.

Заметив любое новообразование, даже при отсутствии «плохих» симптомов, нужно записаться на прием к маммологу и пройти дополнительные обследования. Часто опухоль выявляется при скрининговом исследовании: плановом УЗИ или маммографии.

Комплексное обследование у врача-маммолога за 3000 рублей (УЗИ молочных желез+осмотр маммолога) в Университетской Клинике, одной из лучших гинекологических клиник Санкт-Петербурга. Включено: консультация врача высшей квалификационной категории, кандидата медицинских наук, онколога-маммолога или маммолога-гинеколога и УЗИ молочных желез.

Причины образования

Доказано, что практически все доброкачественные опухоли в репродуктивной системе и молочных железах тесно связаны с гормональными проблемами.

Ткани молочной железы особенно реагируют на изменение гормонального фона: грудь увеличивается во время беременности, становится чувствительна при овуляции, реагирует на менструацию. Резкое изменение гормонального фона вызывает рост доброкачественных и злокачественных опухолей в груди.

Фиброаденома – на 100% гормонозависимая опухоль. Образование больше характерно для молодых девушек и женщин и развивается в моменты гормональных скачков:

• во время полового созревания;
  • при абортах, самопроизвольных выкидышах;
  • при неправильно подобранной гормональной контрацепции;
  • в период гормональных заболеваний щитовидной железы, надпочечников;
  • при приеме гормональных препаратов.

Опухоль несколько меняется на протяжении цикла, немного увеличивается перед месячными и может сильно увеличиться за время беременности. В периоды гормональных скачков размер фиброаденомы может превышать первоначальные параметры в 3 раза.

Виды фиброаденом

Фиброаденома бывает:

• Внутри протока — интраканаликулярная;
  • Вокруг протока — периканаликулярная;
  • Листовидная, филлоидная  — самая опасная. Характеризуется быстрым ростом и склонностью к перерождению в рак).

Также фиброаденомы классифицируют на зрелые и незрелые.

• Зрелое образование имеет плотную капсулу, поэтому лечится только хирургическими методами.
  • Незрелая опухоль может рассосаться. Такие новообразования диагностируют у подростков при половом созревании.

Не стоит путать фиброаденому и фиброаденоматоз. В первом случае речь идет о настоящей опухоли, во втором — об образовании кист в молочной железе. Заболевания имеют общие причины, но развиваются и лечатся абсолютно по-разному.

Диагностика

На приеме маммолог осматривает и пальпирует грудь. Далее необходимы дополнительные исследования: УЗИ или маммография, возможно, придется сделать оба обследования. Диагностика показывает размеры опухоли и возможность ее озлокачествления.

При подтверждении диагноза необходимо сделать биопсию уплотнения. Манипуляция может проводиться под местной анестезией.

Возможны несколько вариантов процедуры — методом аспирации (шприцом) или эксцизии (специальным аппаратом). Обычно биопсия выполняется толстой и длинной иглой, которой берут ткань новообразования. Исследование ткани в лабораторных условиях показывает наличие или отсутствие атипичных (патологических) клеток.

Все виды диагностики патологии молочных желез включая аспират-биопсию образований и тонкоигольную высокоточную трепан биопсию биопсийной системой «MAGNUM».

Лечение фиброаденомы молочных желез

Фиброаденома молочной железы сама не рассасывается. Не помогает и гормональное лечение. Уменьшиться и рассосаться может отек или киста, содержащие жидкость. А опухоль – это разросшаяся ткань, поэтому единственным методом лечения в этом случае будет ее удаление.

Совсем маленькие узелки маммолог не трогает, их оставляют под наблюдением до выявления роста. Остальные новообразования подлежат удалению. Операция возможна и при беременности (во втором триместре беременности) или после окончания кормления.

Показания к срочной операции:

• листовидная фиброаденома;
  • фиброаденома, которая недавно начала быстро расти.

Показания к плановой операции:

• размеры опухоли от 1 см;
  • подготовка к зачатию (беременности);
  • стабильный рост фиброаденомы;
  • листовидная форма новообразования;
  • личное желание женщины избавиться от риска.

Если предполагается операция под местной анестезией, госпитализация не требуется. Секторальную резекцию чаще всего выполняют под наркозом. В этом случае больная поступает в стационар накануне операции, в день операции не ест и не пьет с утра.

Параллельно с удалением проводится восстановление гормонального фона. Без гормонотерапии удаление опухоли ничего не даст: фиброаденомы будут появляться снова и снова.

Анализы перед операцией

• Общий анализ мочи;
  • Общий и биохимический анализ крови;
  • Кровь на СПИД, гепатит;
  • Флюорография.

Варианты удаления новообразования

Существует несколько способов удалить фиброаденому.

Вылущивание опухоли. Через маленький разрез в проекции опухоли удаляют патологическую ткань с капсулой, не затрагивая окружающие ткани. Операция проводится под местной анестезией. Метод подходит при отсутствии признаков рака. Форма и размер молочной железы остаются прежними, напоминанием об операции будет только маленький, аккуратный шрам.

Секторальная резекция. Удаление опухоли вместе с окружающими тканями проводится при подозрении на злокачественный процесс. Листовидная аденома удаляется только таким способом. Если аденома быстро растет, тоже лучше не рисковать.

Результат: изменится грудь или нет, зависит от размера самой опухоли и, следовательно, от размера сектора, который приходится удалять. Шрам при этом тоже будет небольшим и аккуратным. В некоторых случаях операцию по удалению аденомы можно дополнить пластикой груди.

Ультразвуковое удаление опухоли (УЗ-абляция). Аппарат для удаления опухоли ультразвуком разработан совсем недавно. При воздействии на ткань фиброаденомы фокусированным пучком ультразвуковых волн происходит уничтожение клеток опухоли. Результат: грудь не теряет форму и размер, шрама на коже нет. Достоинства метода — неинвазивность, отсутствие шва и шрама после операции.

Недостатки у УЗ-абляции тоже есть:

• Показания к манипуляции ограничены: можно удалять только доброкачественные новообразования.
  • После удаления опухоль невозможно обследовать — ткани опухоли не изъять и ее клетки полностью повреждены.
  • Метод дорогой.

Послеоперационный период

Так как операция несложная, восстановление после нее происходит быстро и безболезненно. Обезболивающие не нужны, антибиотики – тоже.

Часто вмешательство происходит в амбулаторных условиях, и женщина может идти домой практически сразу. Швы (если они были) снимают через 5 дней.

Профилактика заболевания

Методов специфической профилактики этого заболевания не существует. Женщине важно знать к чему может привести аборт или непродуманный курс гормональных препаратов и избегать таких факторов риска.

Необходимо ежемесячное самообследование груди, УЗИ молочной железы или маммография не реже чем раз в два года.

Удаление фиброаденомы молочной железы окажется тем проще, чем меньше будет опухоль. Маленькая фиброаденома удаляется практически бесследно, поэтому не стоит тянуть с операцией.