При абдоминальном УЗИ ультразвук проникает в организм через кожу живота. Во время диагностики врач осматривает брюшную (абдоминальную) полость, забрюшинное пространство и малый таз, выявляя болезни этой локализации.

абдоминальное узи

Таким образом проводится УЗИ брюшной полости, УЗИ малого таза, УЗИ почек и надпочечников. Также этот метод  — один из вариантов гинекологического и урологического УЗИ.

С какими жалобами нужно обращаться в клинику для проведения трансабдоминального УЗИ

• Боли в разных отделах живота. Метод подходит для выявления патологий, сопровождающихся «летучими» болевыми ощущениями без определенной локализации.
  • Тяжесть в правом подреберье, изжога, отрыжка горьким, пожелтение кожи и глазных склер, кожный зуд.
  • Опоясывающие боли, сопровождающиеся нарушением переваривания пищи, вздутием живота, повышенным газообразованием.
  • Выделение мочи с примесью крови, гноя, мути. Появление урины с неприятным запахом. Затруднения при мочеиспускании.
  • Тяжесть и болезненность в области поясницы, сопровождающаяся отеками и скачками АД.
  • Женское и мужское бесплодие.
  • Появление кровянистых и гнойных выделений из женских половых путей.
  • Нарушение менструального цикла – нерегулярные, болезненные, обильные, слишком скудные месячные.
  • Дизурические расстройства – боль, резь, жжение при мочеиспускании, нарушение оттока мочи.
  • Плохие анализы крови и мочи, указывающие на различные патологии.

Абдоминальное УЗИ назначается также перед операциями для выбора метода оперативного вмешательства.

Обследование рекомендуется периодически проводить даже при отсутствии жалоб. УЗИ-обследование выявляет начальные стадии заболеваний, скрытые и вялотекущие патологии, не дающие явных симптомов.

Какие органы осматривают на абдоминальном УЗИ

• Брюшной полости и забрюшинного пространства: печень, желчный пузырь, желчевыводящие пути, почки, поджелудочную железу, селезенку.
  • Лимфатические узлы.
  • Малого таза: матку, яичники, яйцеводы, мочевой пузырь, простату.
  • Существуют методики, позволяющие абдоминально осмотреть кишечник.

Какие болезни можно выявить во время абдоминального УЗИ

• Болезни печени и желчевыводящих путей: холецистит, дискинезию (нарушение оттока желчи), желчекаменную болезнь., гепатиты, заболевания, сопровождающиеся замещением печеночных клеток-гепатоцитов жиром или соединительной тканью (цирроз, гепатозы).
  • Заболевания почек: пиелонефрит, гломерулонефрит, поликистоз, почечнокаменную болезнь, гидронефроз — расширение почечных чашечек и лоханок, вызванное нарушением оттока мочи.
  • Болезни поджелудочной железы: панкреатит, панкреосклероз — замещение клеток соединительной тканью.
  • Мочепузырные патологии: различные формы цистита, мочекаменную болезнь, полипоз — разрастание полипов на слизистой. Выявляется также атония пузыря, при которой происходит его перерастяжение и нарушение оттока урины.
  • Заболевания женской половой сферы: воспаление матки, яичников, яйцеводов, тубоовариальные абсцессы.
  • Патологии простаты: аденома, простатит.
  • Увеличение размеров селезенки (спленомегалия). Этот симптом сам по себе не является болезнью, а указывает на патологии крови, инфекции и наличие паразитов.

Обследование выявляет злокачественные и доброкачественные опухоли брюшной полости, забрюшинного пространства и малого таза. Во время УЗ-диагностики видны первичные опухолевые очаги, метастазы и увеличенные лимфатические узлы, в которых содержатся раковые клетки.

Существуют абдоминальные методики, выявляющие болезни кишечника, нарушения проходимости и аппендицит.

Преимущества проведения абдоминального УЗИ в Университетской клинике

• Быстрота и простота диагностики. УЗИ позволяет осмотреть внутренние органы, выявив возникшие заболевания и их последствия.
  • Выявление опухолей на различных стадиях, а также определение метастазирования рака.
  • Точность полученных результатов. Аппаратура, применяемая в Университетской клинике, показывает даже небольшие патологические очаги.
  • Комфортность. Обследование не сопровождается нарушением целостности тканей, болезненными и неприятными ощущениями.
  • Безопасность. Диагностика не сопровождается облучением, поэтому может проводиться даже во время беременности. УЗ-процедура не влияет на вынашивание и развитие плода.
  • Экспертность. Процедуру проводят специалисты СПБ, постоянно повышающие свою квалификацию и владеющие самыми передовыми методиками ультразвуковой диагностики.

Подготовка к абдоминальному УЗИ

Для получения максимально достоверных результатов кишечник должен быть свободен от газов. Поэтому перед обследованием назначается диета, исключающая продукты, вызывающие газообразование.

Больному нужно отказаться от чёрного хлеба, сырых ягод и фруктов, сдобы, бобовых, кисломолочных продуктов. Перед процедурой надо принять активированный уголь из расчета – 1 таблетка на 10 кг веса или другие препараты, выводящие газы.

Перед некоторыми трансабдоминальными исследованиями требуется сделать клизму или наполнить мочевой пузырь, выпив воды. Поэтому особенности подготовки к УЗИ определенного органа нужно уточнить у лечащего врача или специалиста Университетской клиники, который будет проводить диагностику.

Как проходит абдоминальное УЗИ

Во время проведения процедуры врач смазывает переднюю брюшную стенку пациента специальным гелем, улучшающим проводимость ультразвука. Больного кладут на спину, и доктор водит по животу специальным датчиком, испускающим ультразвуковой сигнал.

При некоторых видах абдоминального УЗИ, например, при диагностике почек, пациента осматривают стоя, лежа на животе, на правом или левом боку.

Ультразвук проникает внутрь тела, и, отражаясь от тканей, принимается специальным приемником. Полученный отраженный сигнал передается на компьютер, где обрабатывается специальной программой и выводится на монитор в виде черно-белого цифрового изображения.

Поскольку разные ткани по-разному отражают или принимают ультразвук, они имеют на изображении различные оттенки. Плотные образования, например, камни, выглядят на экране светлыми, а более рыхлые и наполненные жидкостью — тёмными. Анализируя полученное изображение, врач выявляет различные патологии.

Во время УЗИ оцениваются следующие показатели органов:

• Размеры — увеличение или уменьшение свидетельствуют об атрофии, опухолях, воспалении.
  • Эхогенность — все тканевые структуры имеют на УЗИ определённый оттенок. Изменение его и появление различных включений говорит о заболеваниях.
  • Положение — при врождённых патологиях, травмах, резкой потере веса органы могут опускаться или смещаться.
  • Форму и очертания — при воспалительных, дегенеративных и опухолевых процессах органы становятся бугристыми, сморщенными, деформированными.

Врачи также определяют наличие свободной жидкости в брюшной полости и малом тазу. Такое состояние возникает при воспалительных процессах, воспалениях, опухолях, циррозе печени, гепатите. Состояние также характерно для болезней почек, сердца, белковой недостаточности, патологий желудочно-кишечного тракта.

Все выявленные данные отражаются в описании УЗИ. При обнаружении отклонений от нормы назначаются диагностические исследования, которые можно пройти в нашей клинике в Санкт-Петербурге.

Абдоминальное УЗИ — удобный метод диагностики самых разных заболеваний, который проводится в Университетской клинике на современной аппаратуре. Расшифровывают результаты врачи-эксперты, имеющие большой опыт ультразвуковой диагностики.