Сердечно-сосудистые патологии лидируют в мире по количеству заболевших, числу смертей и инвалидностей. Поэтому для их своевременного выявления рекомендуется регулярно проходить ЭКГ даже при отсутствии жалоб. После 35 лет такое обследование проводится ежегодно, при наличии каких-либо заболеваний – дважды в год. При появлении симптомов, указывающих на нарушения работы сердца и сосудов, записаться на ЭКГ нужно в ближайшее время.

В Университетской клинике эта диагностическая процедура проводится на современном кардиографе. Расшифровывают ЭКГ врачи с большим опытом.

ЭКГ — электрокардиограмма работы сердца
ЭКГ — электрокардиограмма работы сердца. Автор фото insidecreativehouse

Что такое ЭКГ, для чего ее делают

Работой сердца руководит проводящая система, состоящая из узлов, пучков, межузловых трактов, ветвей и волокон. При работе органа генерируются электрические потенциалы, разница между которыми называется отведением. Существует 12 основных отведений – 3 стандартных, 3 усиленных однополюсных от конечностей и 6 грудных. Все они регистрируются прибором-электрокардиографом через датчики, прикрепленные к телу. Каждое отведение показывает состояние и работу определенных участков сердца – предсердий, желудочков, межжелудочковой перегородки, верхушки сердца.

Полученные данные электрокардиограф записывает в виде графика – кардиограммы, состоящей из зубцов, интервалов и сегментов. Анализ этих данных позволяет понять процесс распространения электрического импульса по сердечной мышце и обнаружить сердечные патологии, в том числе скрытые, не сопровождающиеся жалобами.

В результатах кардиограммы указываются число сердечных сокращений, характеристика ритма, направление ЭОС – электрической оси сердца, параметры основных интервалов и зубцов. В конце специалист, проводивший расшифровку, дает заключение о работе сердца.

Исследование безвредно, безопасно, не сопровождается негативным воздействием на организм, занимает мало времени, не имеет противопоказаний, дает максимум информации о сердечной деятельности. ЭКГ можно снимать любое количество раз.

Показания и противопоказания к ЭКГ

Пройти обследование нужно в следующих случаях:

• Боль за грудиной, отдающая под лопатку и в левую руку.
  • Колющие, ноющие, сжимающие, прочие дискомфортные ощущения в области сердца.
  • Учащенный пульс, толчки в груди, чувство «трепетания» или «замирания» сердца.
  • Обмороки, скачки артериального давления.
  • Отеки на ногах.
  • Чувство нехватки воздуха при дыхании.
  • Цианоз — синюшная окраска кистей рук, носогубного треугольника, слизистых оболочек.

ЭКГ нужно сделать после перенесенной ангины, скарлатины, кори, тяжелого гриппа, других инфекций, поскольку эти заболевания нередко сопровождаются поражением сердечной мышцы. Такое обследование проводят перед операциями и на этапе подготовки к беременности.

Как проводится ЭКГ

В день снятия ЭКГ не разрешается принимать препараты, влияющие на работу сердца, капать сосудосуживающие капли, пить кофеиносодержащие напитки. В клинику нужно прийти примерно за 10 минут, чтобы успокоиться. Исследование проводится через час после еды, за 2 часа до ЭКГ нельзя курить.

При снятии ЭКГ в покое больной ложится на кушетку. К его телу прикрепляются электроды, через которые регистрируются электрические импульсы и движение силового поля, возникающие при работе сердца. Всего накладывается 10 электродов, напоминающих прищепки — четыре основных и шесть грудных. Этот процесс не сопровождается какими-либо дискомфортными ощущениями.

Наложение электронов начинается справа. Места их наложения смачивают водой:

• Красный – на правую руку.
  • Желтый – на левую руку.
  • Зеленый – на правую ногу.
  • Черный – на левую ногу.

Накладываются также грудные электроды:

• Красный – в четвертое межреберье, с отступом 1 см от правого края грудины.
  • Желтый – зеркально красному, в четвертое межреберье слева с отступом 1 см от левого края грудины.
  • Коричневый – в пятое межреберье по среднеключичной линии.
  • Зеленый – с левой стороны к груди, на равном расстоянии от желтого и коричневого электрода.
  • Черный – в пятое межреберье по передней подмышечной линии.
  • Сиреневый – в пятое межреберье по средней подмышечной линии.

После запуска аппарат записывает кардиограмму в 12 отведениях. Вначале снимают — I, II, III стандартные отведения, далее — усиленные от конечностей, затем — грудные. Каждая запись состоит не менее, чем из четырех сердечных циклов. Во время процедуры нужно лежать неподвижно, чтобы аппарат показал максимально точные данные. Получается длинная кардиограмма на бумажной ленте. Ее просматривает и описывает врач-кардиолог, дающий заключение.

ЭКГ с нагрузкой снимают по такому же принципу. Но вначале делают обычную кардиограмму, затем больной 20–30 раз приседает, и данные снимаются повторно.

Цена ЭКГ в Санкт-Петербурге

В нашей клинике можно сделать ЭКГ без расшифровки всего за 500 руб. Электрокардиограмма с расшифровкой будет стоить 1500 руб.

Какие заболевания выявляются с помощью ЭКГ

Это быстрое и безопасное обследование выявляет целый ряд сердечно-сосудистых патологий:

• Аритмии. Нарушения ритма сердца, возникающие при слабости синусового узла, воспалительных процессах в сердечных тканях, патологиях щитовидной железы, неврозах.
  • Ишемическую болезнь сердца. Поражение коронарных артерий, сопровождающееся нарушением кровоснабжения сердца.
  • Инфаркт миокарда. Гибель участка сердечной мышцы, вызванную недостаточностью кровотока. Кардиограмма регистрирует все фазы и стадии инфаркта – предынфарктное состояние, острейшую и острую фазу болезни, подострый период, постинфарктные изменения в сердечных тканях.
  • Врожденные и приобретенные пороки сердца.
  • Гипертрофические изменения миокарда, вызванные гипертонической болезнью, ожирением, чрезмерными физическими нагрузками.
  • Блокады сердца. Состояния, при которых блокируется передача импульсов по электрическим путям сердца. Нарушения сердечной проводимости могут сопровождаться болями за грудиной, обмороками, потерей сознания дезориентацией, отеком легких.

С расшифрованной кардиограммой следует обратиться к врачу-терапевту или кардиологу для разъяснения полученных результатов и назначения лечения.

Регулярное проведение ЭКГ поможет вовремя диагностировать сердечные патологии и избежать тяжелых осложнений. В нашей клинике такую процедуру можно пройти по предварительной записи, в комфортных условиях, без очередей. Описание ЭКГ пациент получает в день обследования.