Филиалы в Санкт-Петербурге: Суворовский пр., 34 | ул. Коллонтай, 17/2 | Комендантский пр-т, 51/1 | Тел. +7 (812) 337-2-007 | +7 (921)-91-007-42 | Пн.-Сб. 9-00 - 20-00 | ВС. 09.00-17.00
Паракератоз шейки матки

Татьяна Островерхая, гинеколог-эндокринолог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-эндокринолог. Стаж 19+ лет. Принимает в Университетской клинике в Санкт-Петербурге. Стоимость приема 1700 руб.
  • Время чтения:1 mins read

Паракератозом называются патологические изменения в слизистой шейки матки, сопровождающиеся появлением на ней плотных участков. Патология относится к дискератозам – нарушениям, при которых происходит уплотнение (ороговение) слизистой. Такие очаги опасны переходом в рак.

Механизм развития паракератоза шейки

Здоровая слизистая шейки покрыта многослойным плоским эпителием. Его клетки постоянно обновляются – старые отшелушиваются, а на их месте появляются новые.
При нарушении этого процесса отжившие свой срок клетки не отторгаются, а формируют плотные участки, которые называют частично ороговевшими – паракератическими. Это состояние опасно с точки зрения онкологии.

Причины паракератоза шейки

• Хроническое воспаление шейки маткицервицит, ее слизистой – эктоцервицит, цервикального канала – эндоцервицит.
  • Хронический воспалительный процесс слизистой влагалища – кольпит – и матки (эндометрит, метрит).
  • Инфекции половой сферы. Изменения в тканях часто возникают на фоне хламидиоза, уреаплазмоза, микоплазмоза, трихомониаза, генитального герпеса.
  • Инфицирование папилломавирусом. Возбудитель проникает в слизистую шейки, вызывая образование неправильно развитых (атипичных) клеток.
  • Травмы шейки матки, вызванные абортами и родами.
  • Неправильное лечение патологий шейки матки. Паракератоз обнаруживается у женщин, прижигавших эрозии электрическим током. Патология может возникнуть при применении сомнительных «народных методов» лечения эрозии – спринцеваний, использования тампонов, пропитанных маслами и отварами. Шейка матки от такого «лечения» воспаляется, что приводит к нарушению развития клеток и их частичному ороговению.
  • Гормональные сбои. Заболевание возникает при дисбалансе женских половых гормонов – прогестерона и эстрогена. Поэтому паракератоз многослойного плоского эпителия шейки матки часто сочетается с нарушением менструальной функции.

Развитию заболевания способствуют снижение иммунитета, беспорядочные незащищенные половые контакты, частые спринцевания.

Симптомы паракератоза шейки

Заболевание может очень долго себя не проявлять, обнаруживаясь случайно при осмотре шейки матки. Иногда женщины жалуются на слизистые выделения из половых путей, контактные кровотечения, возникающие после интимной близости, нарушения менструальной функции.

Паракератоз шейки матки

Диагностика паракератоза шейки

Патология выявляется при осмотре шейки матки на зеркалах. Признак паракератоза – наличие плотных бляшек, которые выглядят как светлые, белые и красноватые пятна на слизистой. Изменённые участки располагаются вокруг выхода из цервикального канала, соединяющего маточную полость и половые пути женщины. Иногда отдельные патологические участки наблюдаются на всей поверхности шейки.

Паракератоз может сочетаться с более тяжелыми поражениями слизистой, сопровождающимися образованием плотных ороговевших очагов – гиперкератозом и акантозом.

Заболевание протекает в нескольких формах:

• Очаговой, при которой обнаруживаются ярко выраженные очерченные очаги паракератоза. Эта форма распространяется вглубь тканей.
  • Диффузной, при которой патологические очаги не имеют определенных границ.
  • Поверхностной – этот тип патологии распространяется по поверхности шейки, долго не проникая внутрь. В рак перерождается редко.

Для уточнения формы патологии и размера ороговевших очагов проводится кольпоскопия. Во время процедуры поверхность шейки матки осматривают с помощью оптического прибора кольпоскопа, снабженного камерой и источником света. Изображение, получаемое с помощью оптики, передаётся на экран компьютера. Врач может детально рассмотреть исследуемую область и выбрать, как лечить паракератоз шейки матки в конкретном случае.

Выполняется расширенная кольпоскопия, позволяющая выявить все имеющиеся патологические очаги. Для этого проводятся пробы:

• Уксусная – с раствором уксуса, который растворяет слизь и делает ороговевшие участки более заметными. Очаги уплотненной слизистой окрашиваются в белый цвет.
  • Проба Шиллера, при которой поверхность шейки смазывают йодным раствором. Йод взаимодействует с гликогеном – веществом, содержащимся в здоровых тканях шейки матки. Поэтому неизмененная слизистая окрашивается в коричневатый или желтоватый цвет. При гипер- и паракератозе клетки шейки матки полностью или частично теряют гликоген и во время проведения пробы остаются белыми или окрашиваются очень слабо.

У женщины берутся мазки:

• На гистологию – клеточный анализ на рак и предрак. В образцах биоматериала обнаруживаются клетки с разной степенью отклонения от нормы. Они не являются раковыми, но считаются признаком предраковой патологии.
  • На флору, выявляющие инфекционные поражения половых путей, которые часто провоцируют возникновение уплотнений слизистой.
Мазок с шейки матки

При необходимости назначаются дополнительные исследования:

• Диагностическое выскабливание цервикального канала, которое проводится при подозрении на наличие патологических очагов внутри шейки матки.
  • Биопсия шейки матки – взятие небольшого фрагмента с подозрительных участков для последующего клеточного анализа.
  • Анализ на папилломавирус позволяет выявить заражение этим возбудителем. Исследование выявляет не только наличие инфекции, но и тип (штамм) вируса.

Лечение паракератоза шейки

Патологические очаги удаляют лазерным, радиоволновым или фотодинамическим (световым) методом. Такое лечение не оставляет следов на поверхности шейки и предотвращает рецидив заболевания.

При глубоких поражениях слизистой, расположении патологических очагов внутри канала шейки матки применяют конизацию. В этом случае удаляется конусообразный участок ткани, захватывающий цервикальный канал. Удаленные фрагменты исследуются в лаборатории на раковые и предраковые клетки.

Для лечения паракератоза плоского эпителия шейки матки, возникшего на фоне инфекции половых путей, назначают антибактериальные препараты внутрь и местно. Большое распространение получили вагинальные свечи, содержащие антибиотики, противогрибковые и противовоспалительные компоненты.

Профилактика

Профилактикой служат своевременное лечение половых инфекций, вакцинация от папилломавируса, защищенные половые контакты и прерывание беременности на ранних сроках без применения хирургического инструмента.

Чтобы не пропустить развитие паракератоза шейки, женщине нужно записаться на прием к врачу-гинекологу Университетской клиники. Специалист проведет осмотр, возьмет необходимые анализы и при обнаружении патологии осуществит её лечение с помощью современных методик.