Андролог – специалист, который занимается профилактикой, диагностикой и лечением заболеваний половой и репродуктивной системы мужчин. Современная андрология использует широкий спектр диагностических методик, позволяющих выявить патологии всех органов, обеспечивающих нормальную сексуальную функцию и фертильность мужчины. Комплексное обследование у андролога рекомендовано всем представителям сильного пола после 40 лет, а также при появлении у пациента любых патологических симптомов.

комплексное обследование у уролога
Комплексное обследование у уролога

Показания к прохождению комплексного андрологического обследования

Записаться на прием к андрологу следует каждому мужчине, имеющему проблемы в сексуальной жизни и в процессе зачатия ребенка. Желательно пройти первое комплексное андрологическое обследование в пубертатный период, когда организм парня испытывает серьезные гормональные перестройки. Также показаниями к прохождению комплексной диагностики считаются такие патологические симптомы:

• боли внизу живота – болезненность может локализоваться в области мошонки, в яичках, нередко распространяется на зону поясницы;
  • нарушения процесса мочеиспускания – боль, жжение во время опорожнения мочевого пузыря, частые позывы к мочеиспусканию, прерывистость струи;
  • выделения из уретры – гнойные, серозные, кровянистые выделения из наружного отверстия уретры, примеси крови в моче, сперме;
  • изменения внешнего вида мошонки – появление выпячиваний, новообразований, наростов в области половых органов, покраснение тканей, кожные высыпания в зоне мошонки;
  • нарушения эрекции – отсутствие или слабость эрекции, невозможность поддержания возбуждения до наступления эякуляции, снижение полового влечения, ночная эрекция;
  • расстройства семяизвержения – слишком быстрая эякуляция, боль, неприятные ощущения, жжение во время семяизвержения, изменение запаха, консистенции, цвета, количества семенной жидкости;
  • бесплодие – не наступление беременности партнерши после года активной сексуальной жизни без использования методов контрацепции;
  • расширения вен мошонки – расширенные вены визуализируются как темная сосудистая сетка или выпуклые участки тканей чаще в левой половине мошонки.

Эти симптомы могут указывать на широкий спектр андрологических патологий, среди которых импотенция, аденома простаты, простатит, варикоцеле, водянка оболочек яичек, орхит, мужское бесплодие, онкологические процессы. Своевременная диагностика позволяет организовать эффективную терапию, вернуть мужское здоровье, сохранить пациенту жизнь.

У нас лечиться эффективно и выгодно
Внимание! В Университетской клинике действует акция “Комплексное андрологическое обследование”. Стоимость комплекса диагностических мероприятий + консультация опытного врача андролог-уролога — 3800 руб. Звоните: +7 (812) 337-20-07

Как проходит комплексное обследование у андролога?

Расширенное андрологическое обследование проходит в несколько этапов:

Этап 1 – Первичный прием андролога

Первая консультация андролога начинается с детального опроса пациента. Врач уточняет жалобы и симптомы, период начала половой жизни, количество сексуальных партнерш и используемые методы контрацепции, задает вопросы относительно мочеиспускания. На этом этапе врач обязательно изучает историю болезни пациента, пережитые травмы и хирургические вмешательства в области мошонки. Мужчине следует сообщить обо всех медикаментозных препаратах, которые он в данный момент употребляет.

После опроса переходят к андрологическому осмотру. Первичный осмотр предполагает такие процедуры:

• Измерение окружности талии и вычисление индекса массы тела – это важный этап для установления факта ожирения. Эта патология часто становится основной причиной нарушений в мужской половой сфере;
  • Измерение артериального давления – эта процедура позволяет оценить общее состояние мужчины, выявить косвенные факторы, влияющие на работу половых и репродуктивных органов;
  • Оценка характера оволосения – в ходе осмотра андролог может точно оценить особенности оволосения тела пациента – по женскому или по мужскому типу. Развитие у мужчин лобкового оволосения по женскому типу прямо указывает на андрогенную недостаточность. Слишком слабый рост волос на теле мужчины репродуктивного возраста говорит о нарушениях гормонального фона пациента;
  • Осмотр половых органов – на этом этапе врач оценивает анатомические особенности строения органов мошонки и проверяет соответствие основных параметров развития возрастным нормам (особенно важно для подростков);
  • Определение консистенции и размеров яичек – андролог проводит пальцевое обследование тестикул, с целью определения асимметрий, уплотнений, выпячиваний и деформаций. Также этот метод позволяет определить отсутствие одного яичка и изменение нормальной консистенции тестикул;
  • Пальцевое ректальное исследование – процедура проводится путем введения пальцев врача в прямую кишку для прощупывания тканей простаты. Если предстательная железа не воспалена, мужчина не ощущает боли и сильного дискомфорта во время обследования. Ректальная пальпация позволяет определить размеры, форму, структуру простаты, а также диагностировать новообразования.

На основании этого диагностического комплекса врач может поставить предварительный диагноз, подтверждение которого требует проведения дополнительных обследований.

Этап 2 – Лабораторные анализы и инструментальная диагностика

Постановка окончательного диагноза требует проведения аппаратных и лабораторных исследований. К информативным методам лабораторных анализов в андрологии относят:

• Общий анализ кровипозволяет специалисту предположить развитие воспалительного процесса при изменениях количественных показателей гемоглобина, лейкоцитов, СОЭ и прочих параметров;
  • Клинический и биохимический анализ мочинаправлен на оценку функциональной активности органов мочеполовой системы путем определения состава урины, содержания клеточных элементов, белка, крови и т.д.;
  • Анализ на ЗПППдля определения инфекций, передающихся половым путем, на анализ берут мазки из уретрального канала и кровь. Суть исследования заключается в обнаружении небольших фрагментов ДНК патогенных микроорганизмов в образцах биологических тканей. Далее используется метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) для многократной репликации участков генетического материала. В результате специалист получает полноценные цепочки ДНК, которые можно идентифицировать, установив конкретного возбудителя инфекции. Метод ПЦР высокоинформативен в отношении всех заболеваний, передающихся половым путем (хламидиоз, гонорея, сифилис, трихомониаз, генитальный герпес и т.д.);
  • Анализ крови на гормоны – широкий перечень андрологических заболеваний развивается на фоне нарушений гормонального фона мужчины. Изучение гормонального профиля у представителей сильного пола, в отличие от женщин, может проводиться в любой день. Специалист оценивает концентрацию тестостерона, пролактина, ЛГ, ФСГ и гормонов щитовидной железы в венозной крови пациента. На основании полученных данных врач может сделать выводы относительно работы половых желез и обменных процессов в организме;
  • Анализ крови на ПСАисследование на простатический специфический антиген (ПСА) проводится в качестве информативной диагностики рака предстательной железы. ПСА вырабатывается клетками простаты и считается онкомаркером андрологического профиля. Это исследование обязательно проводится в ходе комплексного обследования у андролога мужчин старшей возрастной группы, а также молодых пациентов при обнаружении опухолевых процессов во время УЗИ предстательной железы. Для анализа используется кровь из вены. Кроме диагностики онкологии, изменения концентрации простатического специфического антигена могут указывать на развитие других патологий. Даже незначительное повышение ПСА может быть связано с воспалением (простатитом) и доброкачественной гиперплазией (аденомой) простаты.
  • Анализ секрета предстательной железыэто микроскопическое исследование сока простаты, лабораторные характеристики, которого могут указывать на развитие воспалительного процесса в тканях предстательной железы. Взятие секрета производится во время пальцевого ректального обследования. Врач при этом выполняет массаж простаты и собирает выделяемую жидкость в стерильный контейнер.
  • Спермограмма – лабораторный анализ семенной жидкости дает возможность оценить фертильность, общее состояние репродуктивной системы мужчины. Отклонения любого из количественных показателей спермы от нормы могут говорить о мужском бесплодии. Для оценки способности семенной жидкости к оплодотворению, исследуются такие характеристики – объем эякулята, количество сперматозоидов, морфология и подвижность половых клеток, вязкость и время разжижения спермы, наличие посторонних вкраплений, крови и различных сгустков. На основании этих показателей можно сделать выводы относительно процесса сперматогенеза.

В качестве наиболее безопасного и информативного метода обследования органов малого таза, мошонки и предстательной железы используется ультразвуковая диагностика. Андролог может назначить следующие виды ультразвуковых исследований:

• УЗИ предстательной железыможет проводиться через переднюю брюшную стенку или трансректально (ТРУЗИ). Использование последней техники предпочтительнее ввиду лучшей визуализации. Методика позволяет оценить структуру простаты, ее размеры, плотность, однородность, наличие каких-либо образований. УЗИ предстательной железы дает возможность  диагностировать аденому, доброкачественную гиперплазию, простатит, кисту простаты, заболевания яичка, его придатка и семенного канатика.
  • УЗИ органов мошонкиисследование позволяет оценить параметры яичек, размеры и контуры их придатков, наличие свободной жидкости в мошонке, толщину ее стенок.  У здорового мужчины контуры яичек должны быть ровными и четким, а их эхоплотность обычно средняя. УЗИ органов мошонки позволяет диагностировать крипторхизм (отсутствие яичка), водянку яичка (гидроцеле), варикоз сосудов мошонки, перекрут яичка, абсцессы, кисты и другие андрологические патологии.
  • УЗИ сосудов полового члена – методика направлена на выявление патологий и оценку состояния мужских гениталий. Во время исследования посредством ультразвука проверяются сосуды и кровоток полового органа. В ходе УЗИ сосудов полового члена оценивается структура пещеристых тел, состояние белочной оболочки органа, эхогенность стенок кавернозных артерий, а также их диаметр. Исследование направлена на оценку системы кровоснабжения половых органов.

Если в ходе комплексного обследования у андролога врач выявляет подозрения на заболевания простаты, дополнительно под контролем УЗИ может проводиться биопсия предстательной железы. Забор биоптата обычно проводится через трансректальный доступ к железе. Полученный материал проходит лабораторную подготовку для дальнейшего проведения гистологического исследования ткани. На ранних стадиях диагноз рак предстательной железы можно поставить только полифокальной биопсией. Если у мужчины есть признаки бесплодия, может также проводиться биопсия яичка.

Этап 3 – Повторный прием андролога

С результатами всех анализов и инструментальных исследований пациент должен снова обратиться к андрологу. Врач сопоставит данные всех диагностических протоколов, поставит окончательный диагноз, при необходимости разработает эффективную схему терапии. При подборе методик лечения важно учитывать не только основное, но и сопутствующие заболевания пациента.

Пройти комплексное обследование у опытного андролога высшей врачебной квалификации можно в медицинском центре «Университетская клиника». Андрологическое отделение нашей клиники оснащено инновационным диагностическим оборудованием, гарантирующим точность и достоверность андрологических обследований.