Оценить текущее состояние тканей шейки матки помогает изучение клеток, взятых из цервикального канала. Этот биологический материал называют мазком. В гинекологии мазок из цервикального канала помогает выявить инфекции, воспаления, опухоли.

Мазок из цервикального канала

Чтобы пройти анализ мазка из цервикального канала и получить точные результаты, следует записаться на прием в кабинет патологии шейки матки Университетской клиники.

Когда показана процедура?

Цервикальный канал – это тонкая трубка, соединяющая влагалище и полость матки. Через это отверстие в половые органы и брюшину проникают бактерии и вирусы, провоцирующие болезни. Забор отделяемого из канала (мазка) проводят во время осмотра женщины на кресле. Для получения достоверного результата биологический материал должен быть доставлен в лабораторию, в течение 4-6 часов.

Женщины репродуктивного возраста сдают мазок при каждом профилактическом осмотре (обычно 1 раз в год).

Болезни шейки матки часто протекают без симптомов, что осложняет их раннее выявление. Однако, если женщина заметила тревожные признаки, нужно немедленно обратиться к гинекологу.

Взятие мазка из канала шейки матки показан при таких симптомах:

• гнойные или сукровичные выделения из влагалища, иногда с неприятным запахом;
  • тянущие боли внизу живота, отдающие в область поясницы;
  • сбои в менструальном цикле (задержка, обильность выделений, изменение цвета менструальной крови);
  • высыпания на коже гениталий и слизистых наружных половых органов;
  • отек свода влагалища и половых губ;
  • зуд, жжение во влагалище;
  • воспаление лимфоузлов в области малого таза.

Мазок из цервикального канала показан беременным женщинам, когда они встают на учет к гинекологу. Повторные анализы проводят в 30 и 36 недель беременности. Такой график забора материала снижает риск инфицирования плода.

Какие болезни диагностируют?

Исследование соскоба из цервикального канала выявляет такие заболевания:

• Половые инфекции всех типов – в материале точно определяют патогенного возбудителя. Например, шейку может поражать кандидоз, герпес, хламидиоз, сифилис, др.;
  • Цервицит – это воспаление цервикального канала. Заболевание опасно сращением стенок шейки, что приводит к бесплодию;
  • Доброкачественные новообразования (полипы, киста) – опухоли, которые появились из-за разрастания соединительной ткани;
  • Предраковые состояния – это дисплазия тканей с высокой вероятностью злокачественного перерождения.  На этом этапе в образце выявляют первые клетки с атипичным строением;
  • Злокачественные опухоли (саркома, карцинома) – рак шейки матки. По результатам анализов выявляют большое количество атипичных клеток.

Подготовка к взятию мазка из цервикального канала

Оптимальное время для забора мазка шейки матки – 9-20 день менструального цикла. В неотложных ситуациях мазок проводят даже во время менструации.

К сдаче биоматериала нужно правильно подготовиться, чтобы получить достоверный результат. Перед посещением врача соблюдайте такие рекомендации:

• Воздержитесь от интима в течение суток;
  • За две недели нужно прекратить прием лекарственных средств, особенно антибиотиков и гормональных препаратов. Если терапию прекратить нельзя, обязательно скажите об этом доктору;
  • За сутки прекратите использование интимной косметики (гели, дезодоранты, интимные смазки);
  • Откажитесь от спринцевания, поскольку эта процедура вымывает половую микрофлору. В противном случае результат исследования будет необъективным;
  • За два часа до визита желательно не мочиться. Мочеиспускание изменяет состав микрофлоры, что снижает точность диагностики.

Иногда женщине назначают мазок «с провокацией» для определения возбудителя инфекции. В этом случае накануне получения мазка, пациентке рекомендуют употреблять в пищу агрессивные продукты, например, алкоголь, копченую рыбу и т.д.

Как проходит процедура?

Биоматериал берут на гинекологическом кресле. В таком положении врач получает доступ к цервикальному каналу. Соскоб проводят с помощью специального медицинского набора. Он включает стерильные перчатки, цервикальную щетку (или шпатель) и медицинское стекло.

Предварительно врач очищает шейку матки от слизи, которая может повлиять на результат анализа. Далее шпатель вводят в шеечный канал и легкими движением берут соскоб.

Отделяемое переносят на предметное стекло и помечают английской буквой «С». Это означает, что материал взят из цервикального канала. Отделяемое шейки нужно равномерно распределить по стеклу. Неправильное нанесение затрудняет работу лаборанта, что приводит к ложным результатам. После высыхания соскоба его запечатывают и отправляют в лабораторию для цитологического анализа. При исследовании биологического материала на половые инфекции шпатель с биопатом помещают в физраствор.

Процедура не причиняет боли пациентке, поскольку шейка почти лишена нервных окончаний. Женщина может испытывать лишь легкий дискомфорт. Он связан больше с эмоциональным напряжением, чем с физической болью. Цервикальная щетка несколько травмирует ткани полового органа, поэтому после процедуры могут появиться кровянистые выделения. Они проходят самостоятельно в течение 2-4 суток. Если кровянистые выделения сопровождаются повышением температуры и болью, нужно обратиться к врачу.

Процедура занимает несколько минут, а результаты анализа помогут быстро вылечить серьезные заболевания.

Взятие мазка из цервикального канала

Методы проведения анализа

Для выполнения анализа обычно применяют такие методы

• Микроскопия. На материал наносят специальные реагенты, которые окрашивают патогенные микроорганизмы в разные цвета. Степень и цвет окрашивания зависит от устойчивости бактерий к антибиотикам. Под мощным микроскопом лаборант оценивает количество здоровых клеток и состав условно-патогенной микрофлоры. Выявление окрашенных микроорганизмов – признак развития инфекционно-воспалительного процесса. Лаборант подсчитывает их количество для определения стадии заболевания, оценивает форму и размеры;
  • Бактериологический посев. Это выращивание микрофлоры мазка в питательной почве. Метод применяют при малых концентрациях возбудителя, поскольку в таком случае оценить микрофлору под микроскопом невозможно. Колонии выращивают в течение 5-7 дней, а потом исследуют под микроскопом. Метод позволяет установить тип бактерий, оценить их чувствительность к разным группам лекарств. Бакпосев – это информативный метод, но он требует длительного времени для получения точных результатов;
  • ПЦР-диагностика. Применяют при исследовании соскоба на скрытые инфекции. Суть метода в копировании  фрагментов ДНК-частиц в мазке. Методика позволяет определить тип инфекции, стадию болезни. ПЦР обладает высокой достоверностью. Исследование проводится быстро, что очень важно при диагностике ИППП.
Метод проведения анализа
Анализ из цервикального канала
Исследование мазка из цервикального канала

Расшифровка результатов мазка из цервикального канала

Анализ мазка из цервикального канала позволяет оценить условно-патогенную и патогенную микрофлору половых органов. К первым относят грибок Candida, кишечную палочку, уреаплазму, стафилококк, а ко вторым – трихомонады, гонококки. Врач может подбирать показатели для анализа, в зависимости от жалоб пациентки и предварительного диагноза.

Основные показатели

Чаще всего оценка результатов исследования проводится по таким критериям:

• уровень лейкоцитов – высокие показатели фиксируют при воспалении;
  • клетки плоского эпителия – повышенные значения наблюдают при развитии воспалительных процессов. Полное отсутствие эпителия в мазке говорит о недостатке гормона эстрогена;
  • слизь – высокие показатели могут быть признаком инфекции или воспаления;
  • дрожжевые грибы – положительный результат говорит о кандидозе;
  • ключевые клетки – обнаруживают при бактериальном вагинозе;
  • трихомонады – положительный тест свидетельствует о трихомониазе;
  • хламидии – выявляют при хламидиозе;
  • гонококки – признак инфицирования гонореей;
  • микрофлора – снижение количества палочек Дедерлейна выявляют при дисбактериозе влагалища.

В соскобе также могут обнаружить кишечную палочку (Escherichia coli). Зачастую присутствие этой бактерии связано с несоблюдением правил интимной гигиены или анальным сексом. Если в микрофлоре влагалища присутствует клебсиелла (Klebsiella pneumoniae), нужно провести антибактериальную терапию. Стрептококки присутствуют в нормальной половой микрофлоре женщины. Однако рост их количества – признак развития патологии. Особенно опасно стремительное размножение стрептококка во время беременности, поскольку возможно внутриутробное инфицирование. Это вызывает анатомические пороки развития, реже выкидыш.

ПАП-тест

Результаты анализа также расшифровывают по методике Папаниколау (ПАП-тест), если цель исследования – выявление рака. По технике Папаниколау выделяют такие стадии патологических изменений в шейке матки:

• клеточных изменений не выявлено;
  • выявлено воспаление (диагностируют по количеству лейкоцитов);
  • зафиксированы изменения в клетках, которые требуют биопсии и гистологии;
  • обнаружено небольшое количество клеток со злокачественными изменениями (предраковое состояние);
  • онкология – большое количество клеток с атипичным строением.

Расшифровку результатов выполняет гинеколог. Доктор учитывает гинекологический анамнез, результаты общих анализов, возраст женщины. Такой подход дает возможность достоверно интерпретировать заболевание.

В кабинете патологии шейки матки «Университетской клиники» забор мазка проводят врачи высшей категории. Пациентка получает быстрые и точные результаты анализа с расшифровкой.