Филиалы в Санкт-Петербурге: Суворовский пр., 34 | ул. Коллонтай, 17/2 | Комендантский пр-т, 51/1 | Тел. +7 (812) 337-2-007 | +7 (921)-91-007-42 | Пн.-Сб. 9-00 - 20-00 | ВС. 09.00-17.00
Применение модели «Вера в здоровье» для скрининга на рак шейки матки – часть 2

Алена Герасимова (Dalles) Разработчик сайта, редактор

Разработчик сайтов, журналист, редактор, дизайнер, программист, копирайтер. Стаж работы — 25 лет. Область интересов: новейшие технологии в медицине, медицинский web-контент, профессиональное фото, видео, web-дизайн. Цели: максимально амбициозные.
  • Время чтения:1 mins read

Модель веры в здоровье широко использовалась для определения взаимосвязей между убеждениями в отношении здоровья и поведением в отношении здоровья, а также для информирования о вмешательствах.

Воспринимаемая восприимчивость

Воспринимаемая восприимчивость – это убеждения о вероятности заболевания или состояния. Воспринимаемый риск развития болезни относится к субъективному восприятию человеком его восприимчивости к болезни. Например, женщины должны понимать, что есть вероятность заболеть раком шейки матки, прежде чем они будут заинтересованы в выполнении мазка Папаниколау. 

Модель веры в здоровье предсказывает, что женщины с большей вероятностью будут придерживаться рекомендации по скринингу на рак шейки матки, если они будут знать, что они подвержены раку шейки матки. Исследование показало, что люди, считающие, что у них есть факторы риска развития рака шейки матки, более склонны принимать меры для предотвращения неблагоприятного исхода. 

Восприятие отсутствия риска развития рака шейки матки было подтверждено в качестве причины, по которой женщины не обращались за скринингом. Например, распространенное мнение о скрининге рака шейки матки у латиноамериканских женщин, часто умирающих от рака шейки, заключается в том, что в профилактике рака шейки матки нет необходимости. Среди этой целевой группы значительная часть женщин воспринимала мазки Папаниколау как ненужные диагностические процедуры, а не как профилактические меры здравоохранения. 

Исследование (Stein & Fox, 1990) показало, что латиноамериканские женщины не рассматривают профилактику рака, в качестве приоритета; в результате у них повышенный риск заболеваний из-за их лечебной, а не профилактической практики здравоохранения.

Воспринимаемая серьезность

Воспринимаемая серьезность заболевания – это оценка индивидуумом серьезности проблемы. Эта переменная относится к ощущению серьезности заболевания или оставления без лечения, включая оценку медицинских / клинических последствий, таких как смерть, инвалидность и боль, или социальных последствий – влияние на работу, семейную жизнь и социальные отношения. 

Например, если женщины считают, что рак шейки матки является серьезным заболеванием, и считают, что заражение раком шейки матки будет иметь серьезные медицинские, социальные и экономические последствия для них, у них больше шансов пройти скрининг-тест на рак шейки матки. 

Важным фактором для принятия мер по предотвращению неблагоприятного исхода рака шейки матки признано наличие личных знаний о важности мазка Папаниколау. Исследование серьезности рака шейки матки среди взрослых женщин в Квебеке показало, что 57% женщин боятся заболеть раком шейки матки, а 93% считают, что рак шейки матки имеет серьезные последствия. Связанная с раком шейки матки тревога и воспринимаемая серьезность не варьировались в зависимости от возрастной группы или уровня образования. 

Хотя большинство участников исследования воспринимали рак шейки матки как серьезную болезнь, мысль о том, что лечение рака шейки матки бесполезно, значительно снижало их заинтересованность в проведении скрининг-теста на рак шейки матки.

Мазок с шейки матки
Мазок с шейки матки

Воспринимаемые преимущества

Даже если человек воспринимает личные риски к серьезному состоянию здоровья, приводит ли это к изменению поведения, будет зависеть от убеждения человека в отношении воспринимаемых преимуществ различных доступных действий по снижению рисков и лечению болезни.

Например, женщины должны верить, что доступный курс профилактики будет полезен для снижения риска заболевания раком шейки матки. Следовательно, от людей, демонстрирующих оптимальную веру в восприимчивость и тяжесть, не ожидается принятия каких-либо рекомендуемых действий в отношении здоровья, если только они не воспринимают это действие как потенциально полезное при уменьшении рисков. 

Исследования показали, что участники скринингов в подавляющем большинстве согласны или полностью согласны с тем, что важно проводить скрининг рака шейки матки. Они были уверены, что регулярный скрининг с помощью мазка Папаниколау даст им душевное спокойствие или выявит проблему до того, как начнется рак. И что обследование необходимо, даже если в семье нет раковых заболеваний.

Основными причинами, по которым женщины верили в исследование, были:

  • вера в возможность обнаружить изменения в шейке матки до того, как начался рак;
  • вера в то, что болезнь может быть легко вылечена, если обнаружится на ранней стадии. 

Как обсуждалось ранее, модель убеждения в отношении здоровья предсказывает, что лица с предполагаемыми выгодами с большей вероятностью предпримут превентивные действия, чем те, у кого нет ощутимых представлений о преимуществах или низкие предполагаемые выгоды. 

Это говорит о том, что по-прежнему необходимо просвещение с целью устранения заблуждений, чтобы обеспечить более широкое распространение скрининга на рак шейки матки среди женщин, особенно имеющих высокие риски.

Воспринимаемые барьеры

Воспринимаемые барьеры для действий относятся к негативным аспектам действий, ориентированных на здоровье, или вызывают противоречивые стимулы избегать действий. 

Воспринимаемый барьер относится к потенциальным негативным аспектам конкретных действий в области здравоохранения, которые могут выступать в качестве препятствий для осуществления рекомендуемого поведения. Это своего рода бессознательный анализ, при котором люди оценивают ожидаемые выгоды от действия с предполагаемыми барьерами. 

Например: это может мне помочь, но: 

  • это дорого;
  • это приведет к негативным побочным эффектам;
  • это будет неприятно, неудобно;
  • это потребует много времени. 

Таким образом, объединенные уровни восприимчивости и серьезности обеспечивают энергию силы для действия, а восприятие выгод (минус барьер) обеспечивает предложенный путь действия. Например, если женщины считают, что ожидаемая польза от поведения, необходимого для предотвращения рака шейки матки, перевешивает барьеры или стоимость профилактики, они с большей вероятностью пройдут скрининг-тест на рак шейки матки. 

Исследования показали, что у женщин, которые воспринимали тест на мазок Папаниколау как болезненный и смущающий из-за посещения врача-мужчины, были более низкие показатели рутинного скрининга рака шейки матки. 

Некоторые участники из фокус-групп утверждали, что они пережили неприятные переживания, которые они испытали сами или услышали от других, что выступало в качестве барьера для посещения скрининга. К таким негативным событиям относились боль, кровотечение и столкновение с неопытными врачами, которые не объясняли процесс и не позволяли задавать вопросы. 

Даже если участники, принявшие участие в исследовании, высоко оценивали необходимость скрининга, для некоторых препятствием к обследованию стал страх перед тестом. Кроме того, металлическое зеркало было воспринято как болезненный инструмент, а некоторые пациентки не доверяли процессу стерилизации. 

Некоторым пациенткам не позволил пройти скрининг страх перед результатами теста. Другими факторами, которые, по-видимому, вызывали негативное восприятие и действовали в качестве барьеров для скрининга рака шейки матки, была предшествующая история травм, полученных в результате сексуального насилия и травм, связанных с медицинскими процедурами.

Исследования, проведенные врачами в Корее, показали, что основная причина выбора методов скрининга между мазка на основе жидкостной цитологии и мазком Папаниколау, была стоимость.

Также как барьер для скрининга рака шейки матки были отмечены ожирение, стыд и смущение, нехватка времени, низкий социально-экономический статус, бедность, низкий уровень образования, недостаток знаний, аккультурация и пребывание в иноязычной среде.

ПАП-тест
ПАП-тест

Подсказки к действию

Ранняя информация о модели веры в здоровье включала концепцию сигналов, которые могут инициировать действия. Готовность к действию (воспринимаемая рисков и предполагаемая польза) может быть усилена только другими факторами, например, симптомами или событиями окружающей среды, такими как реклама в СМИ, заболевание или гибель от рака знакомой. Например, женщины с большей вероятностью будут обследоваться, если им напомнят об этой необходимости члены их семей или медицинские работники. 

Ученые исследовали роль сигналов для сдачи мазка Папаниколау и выяснили, что влиятельным сигналом для участников исследования, были врачи, предоставляющие информацию о важности теста

Пример эффективного взаимодействия системы здравоохранения и пациентов – Австралия, где все люди получают доступ к высококачественному контролю рака, будь то профилактика, скрининг, лечение или образование. Кроме того, неправительственные организации (НПО), специализирующиеся на борьбе с раком, на протяжении более полувека предоставляют бесплатные или высоко субсидируемые услуги поддержки пациентам и их семьям. Эти НПО также очень активно участвуют в просвещении населения по вопросам рака, особенно по профилактике рака, и выступают в роли подсказок для женщин. 

Согласно исследованиям, проведенным в Сомали, многие участники впервые посетили скрининг именно по совету своего врача общей практики. Относительно предпочтительных форматов информации участники заявили, что необходимо предоставлять информацию на родном языке и в устной форме.

Воспринимаемая самоэффективность

Воспринимаемая самоэффективность определяется как убеждение, что можно успешно выполнить действие, необходимое для получения результатов. 

Для того чтобы начать правильно действовать, люди должны чувствовать угрозу из-за своей текущей модели поведения (предполагаемые риски и серьезность) и полагать, что действие приведет к ценному результату по приемлемой цене (предполагаемая выгода). Также они должны чувствовать себя компетентными (самоэффективными) для преодоления предполагаемых препятствий для принятия мер. Например, женщины должны быть уверены в том, что они могут регулярно проходить скрининг на рак шейки матки.

Другие переменные

Разные демографические, социально-психологические, социокультурные, расовые, образовательные и структурные переменные могут влиять на восприятие и, таким образом, косвенно влиять на поведение, связанное со здоровьем. Например, считается, что социально-демографические факторы, в частности, уровень образования, оказывают косвенное влияние на поведение при скрининге рака шейки матки, влияя на восприятие рисков и тяжести заболевания и преимуществ прохождения диагностики.

Проблемы при прохождении скрининга на рак шейки матки
Проблемы при прохождении скрининга на рак шейки матки

Исследования, проведенные среди различных групп женщин, выявили некоторые различия в конкретных типах представлений о восприимчивости, преимуществах и барьерах среди различных расовых и этнических групп. Разные группы придерживаются разных взглядов на причины рака шейки матки, которые могут повлиять на восприимчивость. 

Например, испаноязычные женщины боялись, что не смогут справиться с болезнью. Одна исследовательская группа отметила, что мексиканско-американские женщины с низким уровнем акклиматизации выражали более сильный страх перед раком, чем женщины с высоким уровнем акклиматизации. 

Исследование, проведенное в Сомали, показало, что у женщин ограничены знания о цели скрининга шейки матки. Также отсутствовало понимание факторов риска развития рака шейки матки, и многие женщины придерживались фаталистических взглядов, связанных с идеей «воли Бога», об этом раке и других аспектах здоровья. Сомалийцы – почти все мусульмане, и их взгляды на здоровье обычно формируются сочетанием традиционных сомалийских и исламских верований, при этом большинство полагает, что болезнь и исцеление происходят только по воле Бога. Поэтому важно признать, что некоторые сомалийцы могут ошибочно истолковывать ислам, воспринимая методы профилактики заболеваний, как недопустимые.

Исследователи обнаружили, что латиноамериканцы придерживаются более фаталистических взглядов на рак шейки матки. Такое отношение проистекало из убеждения, что человек мало что может сделать, чтобы изменить судьбу или предотвратить рак. Латиноамериканцы часто верили, что рак – это наказание Бога за неправильное или аморальное поведение. Другим культурно-специфическим барьером было смущение, связанное с обнажением интимных частей тела во время физического осмотра, особенно если осмотр проводит врач-мужчина. Соответственно, пол врача может определять охват скрининга рака молочной железы и шейки матки и соблюдение в некоторых сообществах. 

Другими переменными, озвученными участниками наблюдений, были: 

  • отсутствие знаний о необходимости скрининга шейки матки;
  • практические проблемы, такие как недостаток времени, уход за ребенком;
  • языковые трудности;
  • боязнь теста и отрицательный опыт прошлого. 

Детерминанты охвата служб скрининга рака шейки матки включают возраст, образование, использование контрацепции и брак. Женщины с низким уровнем образования, низкой осведомленностью о факторах риска развития рака шейки матки и не имеющие поддержки от своих мужей, также могут не пользоваться услугами скрининга. 

В систематическом обзоре, проведенном Johnson CE в 2008 году, были обозначены общепринятые убеждения нескольких культурных групп, в том числе фаталистические взгляды, отсутствие знаний о раке шейки матки, страх перед мазками Папаниколау, угрожающими девственности, а также убеждения в том, что мазок Папаниколау не нужен, если человек не болен. 

Это исследование показало, что некоторые уникальные убеждения были распространены среди конкретных культурных групп. Например, латиноамериканские женщины отметили некоторые ориентированные на тело понятия и считали, что в восприимчивости к раку шейки матки роды, играют роль менструации, секс, и стресс. Афроамериканцы определили административные процессы в здравоохранении как барьеры для скрининга, тогда как азиатские иммигранты придерживались различных заблуждений относительно восприимчивости к раку, а также стигматизации, навязываемой их собственным сообществом и медициной. 

В этом исследовании сделан вывод о том, что медики и политики должны быть осведомлены о различных социокультурных факторах, влияющих на связанные со здоровьем убеждения и использование медицинской помощи. Необходимо применять стратегии и программы скрининга, учитывающие культурные особенности и социокультурные факторы. 

Продолжение статьи

Запись в Университетскую клинику
Яндекс.Метрика