Проктолог – это специалист, занимающийся диагностикой и лечением патологий прямой кишки и заднего прохода. Посещение проктолога вызывает смущение и становится стрессом для каждого человека, ведь заболевания кишечника не принято с кем-либо обсуждать. Однако распространенность таких неприятных патологических состояний, как геморрой, анальные трещины, парапроктит, рак прямой кишки, растет с каждым годом.

обследование у проктолога

Чтобы избежать тяжелых запущенных форм заболеваний прямой кишки и заднего прохода, необходимо обратиться к проктологу при появлении первых же характерных симптомов.

Когда необходимо записаться на прием к проктологу?

Обратиться к врачу следует при появлении таких признаков развития патологии:

• кровь в калепоявление даже самых тонких прожилок крови в каловых массах, а также гнойных выделений из прямой кишки требует немедленного обращения к специалисту;
  • дискомфорт в области заднего прохода – болезненность, зуд, жжение, другие неприятные ощущения в области ануса и прямой кишки могут усиливаться во время движений, сидения, занятий сексом;
  • боли в животе – при патологиях кишечника боли обычно носят острый распирающий характер, локализуются внизу живота;
  • появление геморроидальных узлов – геморрой проявляется формированием бугорков, выпадающих узлов, шишек в области заднего прохода;
  • проблемы с опорожнением – проктологические заболевания могут проявляться запорами, постоянным ощущением неполного опорожнения кишечника при дефекации;
  • диарея – жидкий стул, метеоризм, ложные позывы к дефекации нередко сопровождают болезни проктологического профиля;
  • ощущения инородного тела – при формировании новообразований отмечают неприятное ощущение присутствия инородного тела в прямой кишке или области ануса.

Среди пациентов существует миф, что проктологические симптомы могут пройти самостоятельно, без врачебного вмешательства. На самом деле даже единичное появление одного из перечисленных симптомов – повод для обращения к проктологу.

Как проходит прием проктолога?

Прием врача-проктолога проходит по следующему алгоритму:

1. Этап 1 – Сбор анамнеза. Консультация начинается с выяснения жалоб пациента. Врачу необходимо подробно описать характер ощущений, причину обращения, особенности и периодичность дефекаций. Если в прошлом у пациента диагностированы заболевания прямой кишки или были хирургические вмешательства в этой области, эти факты также необходимо сообщить врачу.
  2. Этап 2 – Осмотр наружного отверстия заднего прохода. В ходе осмотра проктолог может оценить состояние кожи параректальной области, обнаружить геморроидальные узлы, уплотнения тканей, воспалительные процессы, кондиломы. Также врач визуально оценивает состояние запирательных мышц ануса, выявляет анальные разрывы и трещины слизистой оболочки.
  3. Этап 3 – Пальцевое исследование прямой кишки. При правильном проведении этот метод обследования чрезвычайно информативен. Пальпируя прямую кишку, врач может определить уплотнения, новообразования, нарушения тонуса анального сфинктера, проявления геморроя. Пальцевое исследование должно быть обязательно проведено до аппаратной диагностики.
  4. Этап 4 – Аноскопия. Большинство проктологических патологий поражает короткий участок кишечника (3-4 см) между прямой кишкой и анусом. Этот промежуток называют анальным каналом. Детально изучить состояние слизистой оболочки анального канала помогает аноскопия, которая проводится при помощи специального оптического прибора аноскопа. Этот прибор представляет собой тонкую короткую трубку, оснащенную видеокамерой и мощным осветительным прибором. Изображение с прибора выводится на экран компьютера в многократно увеличенном формате, что позволяет врачу выявить патологии даже на начальной стадии развития.
  5. Этап 5 – Ректоскопия. Это высокоинформативное эндоскопическое исследование прямой кишки, которое проводится при помощи прибора ректоскопа. Диаметр этого прибора не превышает двух сантиметров, что позволяет вводить ректоскоп в задний проход, не причиняя боли и дискомфорта пациенту. Длина ректоскопа может достигать 30 см. Это дает возможность осмотреть прямую и сигмовидную кишки на наличие новообразований, воспалений, травм.

На основании этого комплекса диагностики проктолог может поставить точный диагноз, определить необходимость хирургического вмешательства, разработать индивидуальную схему терапии.

Какие заболевания лечит проктолог?

Проктолог диагностирует и лечит небольшой перечень патологий, связанных с поражением ткани прямой кишки, анального канала и заднего прохода:

• Геморрой – это наиболее распространенное заболевание проктологического профиля, с которым сталкивается каждый десятый человек на планете. Болезнь проявляется расширением вен нижней части прямой кишки, что приводит к образованию внутренних или наружных геморроидальных узлов. Опасность геморроя заключается в высоком риске развития тромбозов, некрозов, злокачественных перерождений. На ранних стадиях болезнь лечат медикаментозными средствами. Запущенные формы геморроя требуют проведения склеротерапии, лазерной деструкции узлов, электрокоагуляции, а в некоторых случаях даже хирургического вмешательства.
  • Анальные трещиныдиагностируются при повреждении слизистой оболочки анального канала. Чаще всего причиной анальных трещин становятся запоры, анальный секс, травмы малого таза. Проявляется патология острой болью в заднем проходе во время или после дефекации. Патология может трансформироваться в хроническую форму.
  • Парапроктитэто острое или хроническое воспалительное поражение околопрямокишечной клетчатки. Больной при этом отмечает острые боли, зуд, покраснение, жжение, припухлость в области заднего прохода. Парапроктит развивается в случаях, когда инфекция из прямой кишки проникает в околопрямокишечную клетчатку.
  • Полипы это доброкачественные новообразования, которые возникают на поверхности слизистой оболочки прямой кишки. Они могут иметь разные размеры, формы, по-разному крепиться к слизистой оболочке кишечника. Чем больше размеры полипов, тем выше риск их трансформации в онкологические опухоли.
  • Рак прямой кишки – 20-25% всех злокачественных опухолей желудочно-кишечного тракта приходится на онкологию прямой кишки. Этиология рака до сих пор неизвестна, но проктологи связывают это заболевание с неправильным питанием, курением, лишним весом, травмами, инфекционно-воспалительными процессами. Злокачественная опухоль может длительное время никак не проявляться, в связи с чем ее часто диагностируют на поздних стадиях.

Лечение проктологических заболеваний определяется индивидуально, в соответствии с типом  и степенью тяжести патологии. Проктологическое отделение «Университетской клиники» оснащено современным диагностическим и терапевтическим оборудованием, а прием ведут опытные квалифицированные врачи-проктологи.