You are currently viewing Ученые выяснили, что недоношенные дети хуже учатся

Александр Попандопуло, врач терапевт. Редактор А. Герасимова

Выпускник медицинского факультета УЛГУ. Интересы: современные медицинские технологии, открытия в области медицины, перспективы развития медицины в России и за рубежом.
  • Reading time:1 минут чтения

Новое исследование, опубликованное в журнале «JAMA Network Open», сообщает, что дети, родившиеся преждевременно, имеют более высокий риск неуспеваемости в школе по сравнению с доношенными.

Низкая успеваемость – широко распространенное явление среди недоношенных детей, которое оказывает значительное влияние на детей, их семьи и учителей.

Почему недоношенные дети плохо учатся

Благодаря передовым медицинским технологиям удается выходить малышей даже с высокой степенью недоношенности. Однако слишком раннее появление на свет нередко сказывается на умственном развитии.

Многие дети, родившиеся недоношенными, испытывают трудности с чтением, что мешает им полноценно усваивать школьную программу. В некоторых случаях нарушается способность к счету и логике, что влияет на освоение программы по естественным наукам и математике.

Постоянное увеличение количества детей, родившихся раньше срока, заставляет науку исследовать их способности к обучению и отыскивать варианты коррекции низкой успеваемости.

Что показали исследования

Предыдущие исследования показали противоречивые выводы о типе и степени ухудшения успеваемости детей, родившихся недоношенными. Поэтому было решено провести еще одно, чтобы связать проблемы, возникающие при обучении таких детей с ранним появлением на свет.

Масштабные исследования, посвященные этой проблеме, были проведены в США, Канаде, Великобритании, Ирландии, Индии, Австралии и Новой Зеландии. В них принимали участие около 7300 детей и подростков в возрасте 5 – 18 лет, появившихся на свет раньше срока. Всех их проверили на возможность освоения школьного материала.

Исследователи обнаружили, что у недоношенных детей были проблемы с математикой, начиная с простейших вычислений и заканчивая более сложными. Отставало также беглое чтение и письмо.

Обучаемость зависит от степени недоношенности

Разделение по неделям беременности показало, что степень недоношенности напрямую связана с риском не усвоить школьную программу. Также выяснилось, что навыки чтения и письма с возрастом при правильно поставленном процессе обучения постепенно выравниваются. Однако проблемы с усвоением математики остаются.

Исследователи предполагают, что математические навыки высшего порядка больше всего страдают из-за дефицита рабочей памяти. Это функция позволяет обрабатывать математические задачи, извлекая информацию из долговременной памяти.

Что дало исследование

Исследование показало, что недоношенные дети могут отставать в успеваемости, даже если они родились немного раньше установленного срока. Ученые также выяснили, что при значительной недоношенности это явление встречается гораздо чаще.

Обнаружилось также, что недоношенные дети постепенно выравниваются в чтении и письме, но математический дефицит остается до окончания средней школы. Дальнейшие исследования покажут, как на этот дефицит влияют социально-экономический статус, другие заболевания и поведенческие проблемы.

На основании этих исследований можно будет разработать учебные программы для этой группы детей. Также можно будет выработать рекомендации для родителей. Возможно,  впоследствии будет создана специальная программа реабилитации.