You are currently viewing Интерпретация зарубежной терминологии, используемой для расшифровки цитологии

Оксана Жосан, гинеколог-онколог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-онколог. Руководитель сети Университетских клиник. Эксперт по патологиям вульвы и шейки матки, ведущий консультирующий врач в Центре патологии шейки матки в Санкт-Петербурге. Стаж 20+ лет. Принимает в Университетской клинике. Стоимость приема 3000 руб.
  • Reading time:3 минут чтения

Некоторые лаборатории выдают результаты в зарубежной системе Bethesda. В такой терминологии легко разобраться, если сопоставить ее с российской шкалой диагностики.

Расшифровка результатов цитограммы, выданной за границей

Иностранная терминология, Bethesda (Bethesda sуstem), принятая в 2001 г. (США) Российская терминология Пояснения, дальнейшие действия
Удовлетворительный материал Адекватный мазок Материал пригоден для исследований. Врач описывается клеточный состав мазка
Недостаточно полноценный материал Недостаточно адекватный Указываются параметры и признаки неадекватности. Врач решает, пересдавать ли мазок
Неудовлетворительный для проведения оценки Неадекватный Материал для исследования не подходит. Мазок нужно пересдать
Trichomonas vaginalis Трихонониаз Назначается анализ на инфекции
Грибы, схожие морфологически с Candida Молочница (кандидоз) Существует несколько типов грибков молочницы. При обнаружении любых из них ставится диагноз кандидоз. Сдаётся анализ на флору и инфекции.
Кокки, диплококки Кокковая флора К этой группе относится различная флора – от условно-патогенных кокков до диплококков гонореи. Нужно сдать анализ на инфекции
Коккобациллярная флора Коккобациллярная флора Признак вагиноза (вагинального дисбиоза). Сдается анализ на флору
Бактерии, схожие морфологически с Actinomyces Актиномикоз Вид микозов, вызванный грибками-актиномицетами. При этом заболевании нужно сдать анализ на флору, ВИЧ и туберкулез. Актиномицеты часто развиваются на фоне иммунодефицита и тубинфицирования
Прочая флора Смешанная флора – различные неопасные микроорганизмы В зависимости от типа флоры мазок может быть вариантом нормы или патологии
Chlamydia Хламидии Сдается анализ на инфекции
NILM Норма Обозначение NILM в результатах анализов говорит, что женщина здорова
Атрофические изменения с воспалением Возрастные изменения, сочетающиеся с воспалением:

• Лейкоцитарная реакция;
  • Эпителий с явлениями кератоза;
  • Метаплазия;
  • Метаплазия с атипией
Лейкоцитарная реакция – повышенное количество лейкоцитов.

• Резервноклеточная гиперплазия – разрастание резервных клеток, находящихся под цилиндрическим эпителием;
  • Эпителий с явлениями кератоза – появление плотных ороговевших клеток;
  • Метаплазия – появление незрелых метапластических клеток;
  • Метаплазия с атипией – обнаружение в мазке неправильно развитых незрелых клеток.

Незначительные проявления лейкоцитарной реакции, резервно- клеточной гиперплазии и метаплазии в период климакса не считается отклонением от нормы.

При выраженных клеточных изменениях, воспалительном процессе, обнаружении клеток с признаками кератоза и атипии назначается обследование и лечение

Наличие лучевых изменений Состояние после перенесенной лучевой терапии Считается доброкачественным
(ASC-US), (ASC-US) Неопределённые атипичные клетки Обнаружены клетки, которые сложно диагностировать. Нужно сдать дополнительные анализы, чтобы исключить рак и предрак
LSIL Легкая степень дисплазии (CIN I) Женщине показано наблюдение с регулярным прохождением кольпоскопии и сдачей анализов
НSIL, CIN II- III Тяжелая степень дисплазии Назначается биопсия – взятие образцов тканей на гистологический анализ
ASC, ASCUS, ASCH Клетки плоского эпителия, не исключающие рак Обнаружены клетки плоского эпителия, напоминающие злокачественные. Требуется дополнительная диагностика
AGC, AGC Железистая гиперплазия с явлениями атипии Такой результат цитологии говорит об обнаружении клеток железистого эпителия, напоминающих злокачественные. Требуется дополнительная диагностика
CIS, AIS Карцинома и аденокардинома in situ Начальные стадии плоскоклеточного и железистого рака. Срочная консультация и лечение у онколога
AIC Плоскоклеточный рак Срочная консультация и лечение у онколога
AIS Железистый рак (аденокарцинома) Срочная консультация и лечение у онколога

Получив результаты цитологии на руки, не стоит их расшифровывать самостоятельно. Обратитесь для интерпретации цитологического протокола в любой филиал Университетской клиники. Наши врачи – специалисты по заболеваниям шейки матки – стажировались в лучших европейских клиниках, поэтому они сделают расшифровку максимально точно и быстро. Сомнительные результаты можно будет проверить в наших Центрах в Санкт-Петербурге.

Продолжение статьи

1. Интерпретация (расшифровка) результатов цитологии
  2. Расшифровка цитологии: интерпретация лицевой стороны единого бланка
  3. Расшифровка цитологии: интерпретация данных по результатам цитологического анализа