Университетская клиника

Официальный сайт

многоканальный

+7 (812) 337-2-007

Как справиться с гормональным дисбалансом
Гормональный дисбаланс

Гормональный дисбаланс влияет на настроение, аппетит и общее состояние здоровья женщины. С возрастом проблемы усугубляются, что ухудшает качество жизни. Некоторые факторы, включая старение, находятся вне контроля человека, однако уровень гормонов контролировать можно. Так почему бы не избавиться от бессонницы и плохого настроения?

Роль гормонов

Эндокринная система вырабатывает гормоны — специальные вещества, которые выполняют различные функции в течение дня и ночью. По сути, все процессы в организме протекают под влиянием или с непосредственным участием гормонов.

Гормоны контролируют:

• половое созревание, рост и вес человека;
  • настроение, активность, качество сна;
  • половое поведение, фертильность (способность к зачатию);
  • процесс беременности, родов и лактации (кормление грудью);
  • скорость старения;
  • умственные способности, память и т.д.

Даже небольшие изменения уровня гормонов приведут к неблагоприятным последствиям, включая дополнительную нагрузку на организм. Симптомы могут ухудшаться со временем, и гормональный дисбаланс приводит к хроническим проблемам.

Симптомы нарушения гормонального баланса:

• перепады настроения: обидчивость, плаксивость, тревожность;
  • ухудшение внешнего вида: бледность кожи, тусклость волос и глаз, повышенная жирность волос и кожи или, напротив, излишняя сухость;
  • бессонница, сниженная трудоспособность;
  • нарушения критических дней;
  • изменение аппетита и веса.

Как лечат гормональные нарушения

При любых симптомах гормонального дисбаланса нужно немедленно обратиться к гинекологу-эндокринологу и сдать анализы на гормоны. Врач, получив результаты анализов, быстро скорректирует гормональный фон, подбирая дозы недостающих гормонов.

Внимание!
В нашей клинике действуют акции на комплексное обследование для женщин и мужчин. Обследование включает анализы и консультацию специалиста. Подробности можно узнать в разделе акции или у консультанта тел. +7 (812) 337-20-07.

Если каких-то гормонов вырабатывается слишком много, подбираются сдерживающие средства. Иногда это синтетические препараты, иногда — растительные.

Такое лечение называется гормонозаместительной терапией. Принимая гормональные препараты, можно сохранить здоровье и молодость на долгие годы.

Как восстановить уровень гормонов простыми средствами

Существуют дополнительные условия, помогающие поддерживать гормональный баланс в норме.

Высыпайтесь

Здоровый сон — важный фактор для поддержания нормального уровня гормонов.

Некоторые гормональные вещества вырабатываются в строго определенное время и при наличии определенных факторов, например темноты, покоя и т.д. Также здоровый сон снижает уровень стресса, провоцирующий выброс больших доз определенных гормонов. Нарушения сна часто связаны с ожирением, сахарным диабетом, проблемами с аппетитом.

Здоровый сон подразумевает наличие темноты. Воздействие света, например от сотовых телефонов или экранов компьютеров, и любое яркое искусственное освещение ночью сказывается на выработке гормона мелатонина, что отрицательно влияет на многие функции организма.

Управляйте стрессом

Врачи указывают на связь между стрессом и уровнем гормонов. Стресс приводит к увеличению адреналина и кортизола. Если уровень этих гормонов слишком высок, то нарушается общий баланс, что приводит к таким факторам, как ожирение, ухудшение настроения и сердечно-сосудистые проблемы.

Чтобы минимизировать риск развития этих заболеваний, необходимо научиться управлять стрессом, ведь даже в самых сложных ситуациях можно найти наиболее выгодную позицию. Например, снизить тревожность может прослушивание музыки, чтение, занятие рукоделием и т.д.

Делайте зарядку

Регулярные упражнения предотвратят переедание. Короткие тренировки помогают регулировать гормоны, которые контролируют аппетит.

Регулярная физическая активность снижает риск метаболического синдрома и диабета 2 типа.

Соблюдайте диету

Сладости не просто оказывают негативное влияние на здоровье, они провоцируют сбой в женской репродуктивной системе. Сахар влияет на метаболические заболевания и резистентность к инсулину. Чрезмерное употребление сладостей грозит гормональным дисбалансом — он оказывает не самое лучшее влияние на сексуальное влечение женщины.

Исключение сахара из рациона поможет контролировать уровень гормонов, включая инсулин.

Что нужно есть:

• Полезные жиры. Полезные для здоровья жиры поддерживают баланс гормонов, участвующих в обмене веществ и создающих ощущение сытости. Жирные кислоты регулируют работу клеток, отвечающих за реакцию организма на инсулин. К полезным жирам относят оливковое масло.
    • Клетчатку. Клетчатка играет важную роль для здоровья кишечника и уменьшает содержание холестерина и сахара в крови. Некоторые типы клетчатки помогают поддерживать нормальные уровни гормонов, что помогает человеку поддерживать здоровый вес.
  • Рыбу жирных сортов. Высокий уровень полезных  жиров в некоторых сортах рыбы способствует здоровью сердца и пищеварительной системы, а также приносит пользу мозгу и центральной нервной системе. Употребление в пищу жирных сортов рыбы поможет предотвратить перепады в  настроении, депрессию и беспокойство.
  • Зеленый чай. Зеленый чай — полезный для здоровья напиток, содержащий антиоксиданты и соединения, которые улучшают обмен веществ. Вещества, присутствующие в зеленом чае, влияют на обмен эстрогенов и снижают риск развития рака молочной железы, особенно у женщин в климактерическом периоде. Антиоксиданты, которые находятся в зеленом чае, помогают справиться со стрессом.

Бросайте курить

Табачный дым влияет на уровень гормонов щитовидной железы, стимулирует выработку гормонов гипофизом и повышает уровень стероидных гормонов, связанных со стрессом (кортизол).

Выводы

Гормоны влияют на широкий спектр функций женского организма, и даже небольшой дисбаланс может иметь значительные последствия. При появлении признаков гормональных нарушений нужно посетить гинеколога-эндокринолога. Также нужно внести изменения в рацион питания и образ жизни.

Сдать анализы на гормоны и получить консультацию опытного гинеколога – эндокринолога можно в Университетской клинике в Санкт – Петербурге.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оксана Жосан, гинеколог-эндокринолог. Под редакцией А. Герасимовой (Даллес)

Врач гинеколог-эндокринолог. Эксперт по патологиям вульвы и шейки матки, ведущий консультирующий врач в Центре патологии шейки матки в Санкт-Петербурге. Стаж 20+ лет. Принимает в Университетской клинике. Стоимость приема 1700 руб.

Задайте вопрос или прокомментируйте статью

Закрыть меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: