You are currently viewing Что делать после случайных половых связей?

Татьяна Островерхая, гинеколог-эндокринолог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-эндокринолог. Стаж 19+ лет. Принимает в Университетской клинике в Санкт-Петербурге. Стоимость приема 2000 руб.
  • Reading time:2 минут чтения

Незащищенный половой акт с малознакомым партнером может произойти с любым человеком в эмоциональном порыве, состоянии алкогольного опьянения, а иногда и в результате насилия. Отношения на одну ночь без лишних вопросов и обязательств могут показаться интересным приключением, но существует и другая сторона медали — инфекции, передающиеся половым путем, незапланированная беременность, психологические травмы.

Все это частые результаты случайных связей. Чаще всего проблемы возникают, если половой акт был без использования презерватива или средство защиты порвалось. Риск повышается, если партнеры находились в состоянии алкогольного опьянения.

Три варианта поведения после незащищенного секса с малознакомым партнером

Если такая ситуация уже произошла, не стоит отчаиваться. Существует 3 модели поведения после случайного небезопасного секса:

1. На протяжении нескольких дней (не более 2-3) после опасного полового контакта необходимо пройти профилактическую терапию. Она проводится для предотвращения заражения инфекциями. Невозможно знать, был ли партнёр переносчиком инфекций передающихся половым путём или нет. Профилактическое лечение направлено против таких возбудителей как: гонорея, хламидиоз, трихомониаз, микоплазмоз и сифилис. Схему приема препаратов с целью профилактики назначает врач, и обычно она соответствует схеме при классическом лечении половых инфекций. Но даже проведенная профилактика не дает стопроцентной гарантии. Через 2-3 недели после полового контакта необходимо обследоваться у венеролога. Дело в том, что некоторые инфекции имеют длительный инкубационный период и могут проявить себя через время.
  2. Не принимать профилактические лекарства, а дождаться истечения инкубационного периода (это примерно 2-3 недели) и пройти комплексное обследование у доктора. Раньше этого периода не стоит сдавать анализы, так как они будут не информативны, а симптомы болезни вряд ли себя проявят. Это опасный вариант.
  3. Попробовать обследовать партнера. Этот вариант сложно реализуемый. Маловероятно, что удастся договориться с половым партнером об обследовании у врача. Но если это удастся, можно точно установить риски и вероятность заражения.

Стоит помнить о том, что кроме классических половых инфекций можно заразиться опасными для жизни возбудителями гепатит и ВИЧ.

Рекомендации после небезопасного полового контакта?

Врачи рекомендуют придерживаться такой схемы поведения после небезопасного секса:

• Первым делом необходимо провести туалет половых органов с использованием антисептического мыла или специального геля. Так же рекомендуют помочиться, что поможет механически смыть бактерии.
  • Не лишним будет нанесение на половые органы антибактериального препарата (например, мирамистина). Он имеет антисептическое действие и убивает большинство урогенитальных инфекций.
  • Конечно, необходимо пройти профилактическое лечение по схеме и через 3 недели сдать комплекс венерологических обследований. Если с обычными инфекциями бороться легко, то такие опасные заболевания как гепатит и ВИЧ требуют иного подхода. Через 1,5 и 6 месяцев после полового контакта необходимо сдать кровь на определение антител к вирусу иммунодефицита, а также к гепатиту типа В и С.
  • Если у вас есть постоянный половой партнер (муж, жена), стоит воздержаться от сексуальной жизни на период, пока не будете уверены, что здоровы.

Медикаментозная профилактика заболеваний передающихся половым путем?

К этой категории препаратов относят медикаментозные средства, к которым чувствительны урогенитальные инфекции. Они выпускаются в форме таблеток, свечей или гелей, которые вводятся во влагалище. Безусловно, эти вещества не спасают от всех болезней. Такие инфекционные процессы, как генитальный герпес или папилломавирус человека не чувствительны к препаратам экстренной профилактики.

Стоит не забывать о том, что прием медикаментов возможен только в первые несколько суток, далее это не эффективно. Кроме того, препараты могут вызвать аллергическую реакцию или дисбактериоз влагалища, поэтому врачи не рекомендуют часто прибегать к медикаментозной профилактике половых инфекций.

Профилактика нежелательной беременности

Еще один важный вопрос, на который необходимо обратить внимание — профилактика беременности после незащищенного полового контакта.

Посткоитальная экстренная контрацепция — это метод предотвращения нежелательной беременности после случайного полового контакта без использования презервативов либо нарушения его целостности. Проводится этот вид контрацепции не позднее 1-3 дней после полового акта.

Существует два метода экстренной контрацепции – прием гормональных препаратов и установка внутриматочной спирали.

Препараты для профилактики беременности:

• Антигестагены — это вещества, которые блокируют прогестероновые рецепторы (прогестерон – гормон беременности) и как результат происходит задержка овуляции. Это не дает шанса яйцеклетке прикрепиться к матке.
  • Гестагены — это более «тяжелые» препараты, которые негативно влияют на яичники и часто вызывают гормональные нарушения после приема. Они эффективны только в первые 48 часов после полового контакта. Их прием возможен не больше 2 раз в год, и запрещен молодым девушкам до 18 лет по причине не установленного менструального цикла.

Препараты для посткоитальной контрацепции, как и другие гормональные таблетки, имеют ряд побочных эффектов, это может быть:

• тошнота и рвота, диарея;
  • нарушения менструального цикла;
  • дискомфорт и болезненность молочных желез;
  • нарушение системы фибринолиза с повышением риска развития тромбозов;
  • головная боль, недомогание.

Внутриматочная спираль

Это метод, в основе которого лежит изменение микрофлоры матки благодаря ионам меди или гормонам, которые содержит спираль. В отличие от таблеток, спираль поможет предотвратить незапланированную беременность в течение 6-7 дней после полового акта. Даже если яйцеклетка оплодотворяется, среда матки не позволит ей имплантироваться. Установка спирали проводится только профессиональным гинекологом и включает ряд нюансов:

• Внутриматочную спираль редко устанавливают молодым девушкам, которые ранее не рожали. В дальнейшем это может повлиять на их репродуктивную функцию.
  • Спираль ставится только когда женщина и в будущем хочет пользоваться этим методом контрацепции. Внутриматочные спирали могут быть установлены сроком на 3 или 5 лет. Наиболее надежными считаются спирали со встроенной гормональной капсулой, которая выделяя гормональные вещества, не только препятствует прикреплению яйцеклетки, но и тормозит овуляцию. Такие спирали – надежная контрацепция в 99% случаев.
  • Если женщина имела ранее воспаления органов малого таза, ей придется принимать антибиотики после установки спирали минимум 5-7 дней.

Если произошла случайная половая связь не стоит отчаиваться и со страхом ждать последствий. В кратчайшие сроки обратитесь в Университетскую клинику. Специалисты нашего центра подберут наиболее подходящую тактику профилактического лечения урогенитальных инфекций и предотвращения незапланированной беременности. Главная задача наших врачей – сохранение здоровья и полноценной репродуктивной функции пациенток.