Простатит – воспаление предстательной железы (простаты) — органа, называемого вторым сердцем мужчины. Диагностика и лечение этого заболевания сложные, так как патология возникает по разным причинам и часто переходит в хроническую форму.

диагностика и лечение простатита

Важные факты о простатите

• Мужчины боятся простатита больше других заболеваний, так как простата — важнейший элемент интимной жизни мужчины. Функции предстательной железы — выделение простатического секрета, входящего в состав семенной жидкости, и роль клапана, перекрывающего уретру при половом возбуждении.
  • По классификации МКБ простатит имеет код 41. Согласно статистике, этим заболеванием в течение жизни переболевает примерно 40% мужчин, а в более старших возрастных группах показатель превышает 60%.
  • Распространенность патологии обуславливается расположением предстательной железы, находящейся в малом тазу под мочевым пузырем и окружающей мочеиспускательный канал. Ее задняя поверхность прилегает к стенке прямой кишки, рядом находятся семенные пузырьки и семявыводящие протоки. Поэтому в простату очень часто попадают «чужие» микробы, вызывающие воспалительный процесс.
  • Болезнь лечится на любых стадиях. Но лечение нужно проходить только у уролога или андролога. Рекламируемые чудо-средства лишь снимают симптомы, не устраняя их причину, или утяжеляют течение болезни.

Причины появления простатита

Бактериальные простатические поражения условно делятся на несколько категорий:

• Каналикулярные, развивающиеся при переходе инфекции с уретры. Вызываются возбудителями ЗППП и грибком молочницы.
  • Лимфогенные – возникающие при проникновении возбудителей по лимфатическим путям. Являются осложнением проктита, геморроя, прямокишечных свищей. Как правило, вызваны стафилококками, кишечной палочкой, стрептококками, энтерококками и другой флорой кишечника.
  • Гематогенные, развивающиеся при попадании патогенных микроорганизмов с кровью из органов, находящихся достаточно далеко, например, из верхних отделов кишечника или даже носоглотки. Такие патологии вызываются разнообразной кокковой флорой.
  • Нисходящие урогенитальные – в этом случае микробы заносятся в простату из верхних отделов мочевыводящих путей — почек, мочеточников, мочевого пузыря. Возбудителями являются стафилококки, стрептококки, туберкулезная палочка.

Вызванные заражением всего организма бактериями брюшного тифа, бруцеллеза сифилиса листериоза, малярии. При общем инфицировании возбудители попадают в простату с кровью и лимфой.

Развитие патологии провоцируют:

• Застойные явления в малом тазу. Заболевание чаще развивается у мужчин, ведущих малоподвижный образ жизни, работающих в офисе и предпочитающих передвигаться на транспорте.
  • Нарушения функции кишечника.
  • Нерегулярная половая жизнь. Существует профессии, представители которых чаще других болеют этим недугом. Это мужчины, вынужденные долгое время находиться вне дома — моряки, полярники, сотрудники нефтегазовой отрасли, работающие вахтовым методом.
  • Частые переохлаждения.
  • Сниженный иммунитет.

Этапы развития простатита

Острая форма протекает в трех стадиях:

• Катаральной – на этом этапе предстательная железа воспалена, увеличена, отечна. Мужчины жалуются на учащённое мочеиспускание, вызванное воспалением находящихся рядом уретры и мочевого пузыря.
  • Фолликулярной, появляющейся на фоне нелеченой катаральной формы. На этом этапе поражение переходит на железистые дольки. Боли усиливаются и отдают в задний проход. Пациенты жалуются на неприятные ощущения при дефекации и затруднение выделения урины, вызванного пережатием уретры воспаленной простатой.
  • Паренхиматозной (гнойной), при которой патологические изменения охватывают всю железистую ткань и даже могут выходить за её пределы. Появляется резкая болезненность в области паха, промежности, внизу живота. Мужчины жалуются на высокую температуру, плохое самочувствие, слабость, головную боль, разбитость задержку мочеиспускания, боли при дефекации.

Стихание симптомов заболевания говорит не о выздоровлении, а о хронизации недуга. Симптомы будут постоянно появляться при охлаждении, снижении иммунитета, употреблении алкоголя.

На фоне воспалительного процесса железистые структуры утрачивают барьерную функцию и перестают вырабатывать цинк и лизоцим, защищающие простатические клетки. Орган превращается в очаг инфекции, без устранения которого пациент будет постоянно мучиться от воспалительных воспалений в малом тазу.

Иногда заболевание сразу приобретает хроническое течение. Этому предшествует застой крови, в результате которого возникает сначала небактериальное поражение — простатоз, а потом присоединяется инфекция.

Хронический простатит протекает в нескольких формах:

• Гранулематозной, при которой внутри простаты образуются воспалительные очаги, делающие ее плотной бугристой и не способной выполнять функции.
  • Конгестивной — сопровождающейся застойными явлениями в малом тазу. Больные жалуются на тупые боли в области крестца, промежности, внизу живота.
  • Склеротической — в этом случае железистая ткань заменяется соединительной. Патологический процесс может протекать скрытно, постепенно приводя к бесплодию и снижению половой функции.
  • Калькулезной, при которой внутри простатических протоков обнаруживаются мелкие камни конкременты, нарушающие отток жидкого секрета и провоцирующие постоянное вялотекущее воспаление.

Для хронического простатического поражения характерны следующие синдромы:

• Дизурический — нарушение мочеиспускания, вызванное пережатием уретры. Моча вытекает тонкой струйкой, поэтому пациенты помногу раз в день питаются помочиться, часто безрезультатно. На фоне мочевого застоя развиваются воспалительные процессы, переходящие на почки.
  • Болевой — хотя в простатических тканях болевые рецепторы отсутствуют, дискомфортные ощущения появляются из-за поражения нервов малого таза. Пациенты жалуются на болезненность внизу живота, в паху, в прямой кишке, крестце. Симптоматика усиливается при дефекации и мочеиспускании.
  • Сексуальные расстройства. Появляются спонтанные болезненные ночные эрекции при отсутствии полового возбуждения во время интимного контакта.

Осложнения простатита

• Абсцесс — гнойник, образующийся в толще органа. Нагноение сопровождается повышением температуры, ознобом, резкими болями внизу живота, в крестце, прямой кишке, промежности. При попадании микробов в кровоток может развиться заражение крови – сепсис.
  • Острая задержка мочи. В этом случае приходится выводить урину с помощью катетера.
  • Бесплодие, возникающие из-за нарушения выработки простатического секрета, входящего в состав спермы.
  • Половая и эректильная дисфункция, вызванные болезненностью, появляющейся при интимной близости ми нарушением работы железы.
  • Везикулит — поражение семенных пузырьков, сопровождающееся болезненными эрекциями и спазмами, появляющимися при половых контактах.
  • Цистит — воспаление мочевого пузыря. У мужчин наблюдаются жжение и резь при мочеиспускании, частые позывы в туалет, присутствие крови и гноя в урине.
  • Пиелонефрит — гнойное поражение почек, вызываемое восходящей инфекцией. При его развитии повышается температура, появляются отёки, тяжесть в пояснице слабость, ухудшение общего самочувствия, стойкое повышение артериального давления.
  • Колликулит — поражение семенного бугорка, находящегося в области перехода простаты в уретру. Появляются чувство инородного тела внутри заднего прохода, затруднение мочеиспускания и снижение интимных ощущений.

Диагностика простатита, проводимая в Университетской клинике

Во время диагностики уролог не только выявляет заболевание, но и определяет его причину. В нашей клинике работают опытные врачи, которые могут определить любую форму простатита. Такой подход дает возможность назначить максимально эффективное лечение.

• Первый этап обследования — пальцевое исследование, при котором врач ощущает увеличенный орган, а мужчина чувствует болезненность при обследовании. Во время процедуры берётся анализ простатического секрета.
  • Второй этап — исследования крови и мочи, показывающие наличие воспалительного процесса. Биохимический анализ позволяет узнать, не перешла ли инфекция на почки.
  • Третий этап — микроскопическое исследование, а также посевы мочи и секрета железы. Обязательна ПЦР- реакция, выявляющая большинство возбудителей, спровоцировавших недуг.

Современный метод, определяющий все патологические микроорганизмы, вызвавшие инфицирование органа — анализ Андрофлор. При острой патологии рекомендуется вариант Андрофлор скрин, анализирующий 15 показателей, а при хронических – классическое обследование Андрофлор на 24 показателя.

Назначается УЗИ предстательной железы, которое проводится трансабдоминально — через переднюю брюшную стенку и ТрУЗИ — осмотр через прямую кишку. Методика позволяет оценить состояние всей мужской половой сферы.

Для определения репродуктивной функции, назначается спермограмма — исследование семенной жидкости, отклонения в составе которой указывают на развивающееся бесплодие.

Лечение простатита

По данным диагностики врач назначает лечение болезни.

При обнаружении ЗППП и бактериальных инфекций показаны антибиотики, противопротозойные и противогрибковые средства.

Назначаются противовоспалительные и противоотечные препараты и лекарства, улучшающие циркуляцию крови. Показаны средства, повышающие иммунитет и витаминно-минеральные комплексы.

При стихании острых симптомов, а также при хронических патологиях назначается массаж простаты, способствующий оттоку жидкости и уменьшению застойных явлений. Процедура улучшает кровообращение в тканях и циркуляцию лимфы.

Эффективна физиотерапия — лазерное воздействие, ультразвук, электромагнитные процедуры. Хорошо помогают теплые лекарственные микроклизмы, согревающие железу и снимающие застойные явления.

Как дополнение к основному лечению полезна фитотерапия — травяные сборы другие растительные препараты.

Где вылечить простатит в СПБ

Урологи-андрологи Университетской клиники помогут при любых формах воспаления предстательной железы. Специалисты избавят от неприятных проявлений заболевания, нормализуют мочеиспускание и половую жизнь. При первых симптомах простатита нужно обратиться в наш медцентр в Санкт-Петербурге. Чем раньше обнаружена патология, тем легче и быстрее проходит её лечение.

Продолжение статьи