Здоровы ли вы? Вопрос может показаться странным. Вроде бы все ясно: здоровый — это значит хорошо себя чувствующий человек, с нормально функционирующими главными системами, не больной.
Состояние болезни — состояние, с разными симптомами. Это может быть и слабость, недомогание, боль, рост температуры, давления и т. д., в зависимости от того, что у человека болит.
По итогам обследовании выявляются от нормы со стороны легких, сердца, нервной системы или других органов и систем, обнаруживаются изменения в анализе крови, мочи или при рентгенологическом исследовании и т. п. Однако, если подойти к этому более детально, то станет ясно, что не так уж здесь все просто и определенно.
Содержание статьи
Больной или здоровый: несколько примеров патологий, при нормальном самочувствии
Как оценивать, например, такое весьма частое явление: у человека имеется на коже небольшой гнойничок — фурункул. На месте фурункула может быть и боль и некоторое количество гнойного отделяемого, а человек чувствует себя в общем удовлетворительно. Здоров он или болен — вопрос.
Или, скажем, при плановом обследовании в школе выявлен ученик, успевающий в учебе, жизнерадостный и веселый, нормальной для своего возраста комплекции, но не способный отжаться от пола на вытянутых руках. Как оценить его здоровье? Элементарное упражнение для школьника его возраста, он не может выполнить, не хватает сил.
И с другой стороны, на прием к невропатологу приходит студент, при обследовании у которого не обнаруживают никаких серьезных отклонений от «стандарта» здорового человека. А у него тем не менее головная боль, особенно к концу дня, снижающаяся память, неспособность сосредоточиться на вопросах, которые изучает.
И, наконец, такой частый пример: на прием приходит подросток с матерью. Ребенок ни на что не жалуется, и только со слов его матери известно, что он встает ночью с постели, ходит, будучи в состоянии сна. На попытки вступить с ним в разговор в это время не отвечает, а на следующее утро не помнит, что с ним происходило. Днем это как будто обычный школьник, ничем особенно не выделяющийся среди других учащихся.
Как видно из приведенных, кстати очень обычных в практике врача примеров, трудно определить, где кончается здоровье, и начинается болезнь. Ещё труднее выразить это лаконичной и понятной фразой.
Что говорят врачи: каждый человек требует индивидуального подхода
За тысячи лет медицинской наукой накопилась масса сведений и описаний болезней органов и систем больного человека.
Некоторые из них имеют специфичные признаки и однозначны. Например, кашель, повышение температуры, хрипы четко указывают на развитие легочного заболевания, рвота и боли в области желудка — чаще всего болезнь желудочно-кишечного тракта, что и подтверждается соответствующими дополнительными исследованиями.
Наиболее серьезное внимание в наши дни обращают на себя сосудистые заболевания, например, сопровождающиеся повышением или понижением артериального давления крови. При этом, чтобы судить о том, является ли измеренная величина у больного ненормальной, естественно требуется знать, а каково нормальное артериальное давление.
Между тем это не всегда возможно определить с большой точностью.
- Например, считается что артериальное давление детей должно вычисляться по формуле Молчанова. К двойному возрасту ребенка надо прибавить 80.
- А взрослые в норме должны иметь артериальное давление не больше 140/90 мм рт. столба.
Но бывает, что сильным, физически развитым спортсменам можно ставить диагноз “гипотония”, потому что нередко их артериальное давление не дотягивает до нормы. Их можно было бы считать гипотониками, лечить, но они здоровы. А при интенсивных тренировках и соревнованиях артериальное давление растет и даже превышает свои пределы.
Такой же сложной оказывается оценка величины нормального артериального давления в зависимости от возраста.
Индивидуальные особенности организма: как меняется человек
Индивидуальные показатели не всегда являются признаком отклонения в состоянии здоровья от принятого стандартного уровня. При этом следует иметь в виду, что происходящие эпохальные изменения показателей роста и развития (например, акселерация, т. е. ускорение роста и развития современных детей, увеличение сроков продолжительности жизни) приводят к необходимости вносить коррективы в имеющиеся данные, которые совсем недавно считались возрастной нормой.
Уровень развития биологических и медицинских наук в ряде случаев приводит также к пересмотру некоторых нормативов, а вместе с тем вновь напоминает о довольно относительной их величине. Только комплексный учет ряда сочетающихся или связанных с определяемым показателем факторов может дать исчерпывающий вывод о его значении в состоянии здоровья.
Так, при случайном осмотре было обнаружено, что масса какого-то человека превышает средние рекомендуемые величины. Общепризнанно, что ожирение неблагоприятно отражается на ряд функций организма, ведет к преждевременному старению. Поэтому при выявлении такого грустного обстоятельства естественно возникает вопрос: что же, нужны экстренные меры — ограничение питания, прием медикаментов и пр.?
И нередко врачи ошибаются, так как не учли другие факторы, например конституцию, телосложение человека. А это требует корректив в лечении. То, что для лиц с астенической конституцией будет лишним, патологическим, нормально для лиц дигестивного типа телосложения (с широкой грудной клеткой, с хорошо развитыми мышцами и жировой клетчаткой). Для определения нормы массы в этом конституциональном типе могут быть приняты другие величины.
Какого человека можно считать здоровым?
Для определения понятия «здоровья», приведенном в Уставе Всемирной организации здравоохранения, дана довольно широкая формулировка: «Здоровье есть состояние полного физического, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
По-видимому, здоровым следует считать человека, наилучшим образом, адекватно приспособленного к постоянно изменяющимся условиям среды обитания. Это определение предполагает, что при оценке функций каждого человека необходим индивидуальный подход, т. е. сопоставление нормативов этого человека не только со средними данными, определенными на большом числе людей, но и внесение в них поправки, если человек при этом не имеет признаков нарушения приспособляемости к среде своего обитания.
Отсюда, понятно, что жалобы на усталость, утомляемость, обусловленные тем, что человек много работал, не отдыхал, не диагностируют его болезнь, а указывают на временную ситуацию, которая при отдыхе или снижением нагрузки будет исправлена.
В то же время вышеупомянутый подросток, ни на что не жалующийся, жизнерадостный увалень, как будто бы с завидным здоровьем, не будет считаться здоровым, о чем должны обеспокоится родители, так как ему непосильны элементарные физические нагрузки.