You are currently viewing Что делать, если онкомаркеры на рак шейки матки показали положительный результат. Алгоритм действий

Оксана Жосан, гинеколог-онколог. Редактор А. Герасимова

Врач гинеколог-онколог. Руководитель сети Университетских клиник. Эксперт по патологиям вульвы и шейки матки, ведущий консультирующий врач в Центре патологии шейки матки в Санкт-Петербурге. Стаж 20+ лет. Принимает в Университетской клинике. Стоимость приема 3000 руб.
  • Reading time:3 минут чтения

Если анализ на рак шейки матки дал положительный результат, главное не паниковать, а найти причину увеличения концентрации онкомаркеров. Повышение уровня этих веществ может быть вызвано не раком, а другими причинами, да и онкология на ранней стадии успешно лечится. Чтобы понять, что происходит в организме, следует придерживаться определённого алгоритма действий.

Исключаем беременность

В этот период у женщины меняются многие процессы в организме, что влияет на различные анализы, в том числе, на концентрацию онкомаркеров. Поэтому пациенткам репродуктивного возраста нужно сдать анализ крови на ХГЧ – хорионический гонадотропин. При превышении уровня ХГЧ свыше 5 мЕд/мл следует записаться на УЗИ матки для подтверждения беременности.

При обнаружении беременности нужно обратиться к врачу-репродуктологу, который назначит дальнейшую диагностику и лечение. Как правило, в этот период доктора выбирают выжидательную тактику, вмешиваясь только в случае крайней необходимости.

Анализ крови на ХГЧ

Если беременность не обнаружена – проверяем шейку матки

Женщине нужно пройти гинекологический осмотр для исключения поражений шейки матки и других репродуктивных органов. На приеме проводится расширенная кольпоскопия – процедура, во время которой поверхность шейки матки смазывают раствором йода или уксуса, делающим патологические очаги более видимыми.

Затем врач осматривает поверхность шейки с помощью прибора – кольпоскопа, дающего возможность под увеличением рассмотреть слизистую. В Университетской клинике для этой цели применяется видеокольпоскоп. Прибор выводит изображение на экран, после чего гинеколог может сохранить полученную «картинку».

С поверхности шейки матки берется мазок по Папаниколау (Рар-тест). Исследование позволяет оценить состояние клеток этой области и выявить раковые и предраковые поражения.

При обнаружении каких-либо подозрительных участков на вульве или стенках влагалища, с них тоже берётся образец ткани. Онкологические патологии могут развиваться и там. Признаком таких поражений является увеличение концентрации онкомаркера SCC.

Если Рар-тест показал большую вероятность онкологии, женщине назначается биопсия с последующей гистологией. Для этого берётся образец ткани с подозрительных участков слизистой, который затем оценивается в лаборатории врачом-гистологом. Женщина сдаёт анализ на папилломавирус, поскольку такие поражения очень часто вызваны заражением этим возбудителем.

Если шейка здорова – проверяем состояние других тазовых органов и молочных желез

В этом случае нужно искать причину в других областях организма. Исследование лучше всего начать с УЗИ малого таза. Это позволит оценить состояние мочевого пузыря, матки и придатков. Особенно важно это сделать при повышении уровня онкомаркера С-125, считающегося маркером рака яичников. Обязательно нужно сделать УЗИ молочной железы. Дальнейшая тактика зависит от выявленных болезней:

• При обнаружении новообразований в яичниках и маточных трубах, женщину направляют к врачу-онкологу для выбора дальнейшей диагностики и лечения.
  • При обнаружении патологических очагов внутри матки, назначается гистероскопия – процедура, во время которой с помощью прибора гистероскопа осматривают полость матки и берут образцы ткани с измененных участков. Полученные фрагменты исследуются в лаборатории для исключения злокачественных образований.
  • При обнаружении воспалительных процессов в женских половых органах, лечением пациентки занимается врач-гинеколог.
  • При обнаружении патологических изменений в мочевом пузыре нужно обратиться к врачу-урологу, который более досконально обследует орган. Часто урологи назначают анализ на еще один маркер – антиген рака мочевого пузыря (UBC), концентрация которого в норме составляет 33 мкг/л.
  • При обнаружении каких-либо патологических очагов в молочных железах, женщину направляют к врачу-маммологу. Специалист проведет осмотр и при необходимости назначит биопсию с гистологией – взятием образцов ткани с подозрительных участков железы для его последующего исследования в лаборатории.

Если репродуктивная область и малый таз здоровы

В этом случае нужно проверять состояние других органов. Назначается УЗИ брюшной полости и почек, позволяющее оценить состояние этих органов. Методика выявляет не только рак, но и другие патологические процессы, влияющие на уровень онкомаркеров и состояние организма в целом:

• При обнаружении на УЗИ патологий почек, нужно записаться на прием к врачу урологу, который назначит сдачу анализов мочи и кровь на биохимию. Чаще всего назначается кровь на креатинин, мочевину, мочевую кислоту, общий белок, альбумин, электролиты. Возможно назначение дополнительных анализов.
  • При обнаружении патологических процессов в печени сдаётся анализ на вирусные гепатиты. При их обнаружении нужно обратиться к врачу-инфекционисту.
  • При патологиях органов ЖКТ проводятся анализы на биохимию – общий белок, АЛаТ/АСат, билирубин (общий прямой и непрямой), Гамма ГТ, щелочную фосфатазу, холестерин, липазу, амилазу. Особенно важно пройти такое обследование при повышении СА-19-9, считающегося маркером опухолей поджелудочной железы. С результатами анализов нужно обратиться к врачу гастроэнтерологу, который осмотрит пациентку, проведет расшифровку лабораторных данных, и при необходимости назначит процедуры, позволяющие посмотреть желудок, кишечник и оценить их работу.
  • При повышении уровня онкомаркера РЭА, часто увеличивающегося при раке прямой кишки, женщине нужно посетить проктолога. Врач проведет ректоскопию – осмотр прямой кишки для выявления патологических очагов.
  • Сдаётся анализ на С-реактивный белок, считающийся маркером воспаления. На большую вероятность поражения органов, вызванного неправильной работой иммунной системы, указывает сочетание высокого уровня С-реактивного белка, ускоренного СОЭ и наличия воспалительного процесса, выявленного на УЗИ. В таком случае нужно обратиться к врачу-ревматологу. Этот доктор, несмотря на распространенное мнение, лечит не только ревматизм, но и другие заболевания, вызванные иммунными нарушениями.
  • При повышении уровня онкомаркеров РЭА, CYFRA 21-1, SCCA, которые часто увеличиваеются при раке лёгких, надо обратиться к врачу пульмонологу и обследовать легкие. Сдается анализ на туберкулез.

После такого исследования практически всегда удается найти очаг болезни, который может сказаться не злокачественной опухолью, а другим заболеванием, тоже требующим лечения. Лечением заболеваний занимаются врачи онкологи, гинекологи, маммологи, гастроэнтерологи, проктологи другие специалисты. Всё зависит от выявленной болезни.

После проведенного лечения – контроль

После проведенного лечения нужно повторно сдать кровь на онкомаркеры, чтобы вовремя обнаружить рецидив болезни и оценить степень излеченности. При отсутствии онкологии это делают раз в месяц до нормализации показателей.

Женщинам, пролечившимся по поводу запущенного предрака и онкологических патологий шейки матки, анализ приходится сдавать чаще. Это позволяет полностью исключить наличие рецидива метастаз.

В этом случае анализы сдаются:

• Ежемесячно до нормализации показателей.
  • В течение года – каждые три месяца.
  • В течение 5 лет анализ – дважды в год.
  • После 5 лет – ежегодно.

Этот несложный анализ позволяет выявить не только рак шейки матки, но и другие опасные болезни, обнаружение которых на ранней стадии дает гораздо лучший прогноз лечения. Для удобства его желательно совместить с общим исследованием организма. Сдача анализа на онкомаркеры станет прекрасным дополнением к остальным видам диагностики.

Всем женщинам, заботящимся о своем здоровье, рекомендуется обратиться в Университетскую клинику, чтобы убедиться в отсутствии патологий шейки матки. Опытные врачи проведут осмотр с помощью современного видеокольпоскопа, позволяющего хорошо рассмотреть поверхность шейки матки и возьмут материал для исследований. В лаборатории можно сдать любые  анализы, в том числе, на онкомаркеры

Специалисты клиники не только выявят заболевания но и проведут их лечение. Здесь имеется современное оборудование, позволяющее проводить лечение щадящими методами – лазерным, радиоволновым, фотодинамическим, которые не оставляют значительных следов на шейке и не мешают в дальнейшем процессу вынашивания и родов. Заживление тканей в этом случае происходит гораздо быстрее.