Неблагоприятные условия окружающей среды – серьезная проблема для детей во всех странах мира, особенно для детей, растущих в бедности. Бедные семьи часто ведут асоциальный образ жизни или проживают в неблагополучных районах, где ребенок с младенчества имеет гораздо более высокий риск подвергнуться унижениям и насилию. Также такие семьи обычно ощущают недостаток социальной поддержки.
Было доказано, что это может иметь долгосрочные последствия для молодого поколения, включающие более высокий уровень риска развития диабета, рака и других заболеваний. А согласно новому исследованию, проведенному в Мичиганском университете, дети подверженные неблагоприятным воздействиям в детстве, также чаще имеют изменения мозга в подростковом возрасте. Проблемы с мозгом подразумевают особую реакции на угрозу.
Тем не менее, ученые считают, что в роли буфера, снижающего негативные последствия стресса в молодости, может выступать социальная поддержка. Что и продемонстрировали результаты научной работы.
Результаты исследования развития головного мозга у детей и подростков из асоциальных семей
Ученые проанализировали данные, собранные из личных дел 177 молодых людей в возрасте 15-17 лет, принимающих участие в исследовании с момента рождения. Около 70% участников исследования были афроамериканцами, и почти половина подростков жили за чертой бедности.
Исследователи сканировали мозг молодых людей с помощью МРТ, уделяя особое внимание белому веществу, расположенному между несколькими ключевыми областями, отвечающими за страх, обработку эмоций и префронтальной корой (ПФК). Более ранние исследования этой группы ученых показывали, что снижение связей между областями мозга находилось в причинной связи с усилением страха.
Сканирования показывают связь между воздействием насилия в детстве и социальной депривацией. Дети, испытывающие больше насилия (жестокое обращение в семье, насилие со стороны полового партнера или насилие со стороны окружающих), проявляют большую социальную депривацию и выдают неадекватные реакции на угрозы. Это объясняется снижением связности между областями мозга в подростковом возрасте.
Ни одна из этих переменных сама по себе не была связана с изменениями мозга. Когда ребенок подвергался насилию, но при этом имел социальную поддержку, снижение связности не было очевидным. То же самое было, когда ребенок испытывал социальную депривацию, но не подвергался насилию.
Подразумевается, что когда речь идет о негативных изменениях в мозге, последствия воздействия насилия в детстве усугублялись социальной депривацией. Следовательно социальная поддержка, например внимание матери, сплоченность семьи, поддержка окружающих, может выступать в роли буфера.
Исследователи были удивлены тем, что не обнаружили никакой связи между изменениями мозга и проблемами психического здоровья, такими как депрессия или беспокойство. Но поскольку проблемы психического здоровья часто возникают в период перехода от подросткового возраста к 20 годам, исследования будут продолжаться.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.