В Университетской клинике можно сделать медикаментозное прерывание беременности (фармаборт) – удаление плодного яйца из матки при помощи лекарств. Это щадящая малотравматичная процедура, имитирующая естественный выкидыш на раннем сроке, хорошо переносится и не сопровождается длительным восстановлением. За максимальную мягкость такой аборт называют «бархатным».

Медикаментозный аборт в Санкт-Петербурге
Медикаментозный аборт в Санкт-Петербурге. Автор фото Natali_Khimich

На каком сроке проводятся медикаментозные аборты

Максимальный срок прерывания беременности с помощью лекарств – 42 дня от последней менструации. Позже эффективность применения лекарств для фармаборта снижается, поэтому врачи используют другие методы.

Преимущества медикаментозного аборта

• Нетравматичность. На матку и шейку не воздействуют инструментом, поэтому процедура полностью исключает повреждение тканей и образование рубцов.
  • Безопасность. Значительно снижается риск инфекции, кровотечений и других осложнений.
  • Отсутствие наркоза. Фармаборт проводится без анестезии, поэтому не сопровождается осложнениями, связанными с применением анестезирующих препаратов.
  • Относительный психологический комфорт. Такой способ прерывания воспринимается женщиной, как обычная задержка.
  • Быстрота восстановления. После такой процедуры организм восстанавливается гораздо быстрее, чем после инструментальных методов.
  • Отсутствие необходимости в госпитализации. Женщине не нужно оставлять близких, чтобы лечь в больницу и открывать листок нетрудоспособности

Подготовка к медикаментозному аборту

В течение пяти дней до фармаборта нужно:

• Не принимать самостоятельно никаких лекарств, поскольку они могут повлиять на действие препаратов, используемых для прерывания.
  • Отказаться от алкоголя, провоцирующего кровотечение.
  • Не вступать в интимные контакты.

В клинике пациентку осматривает врач-гинеколог, который подтверждает беременность. Назначается УЗИ малого таза, которое уточняет срок и позволяет убедиться в нахождении плода в матке.

Женщина сдает анализы:

• Общие исследования крови и мочи.
  • Мазок с задней стенки влагалища, уретры и шейки матки на микрофлору.
  • Мазок с поверхности шейки на онкоцитологию.
  • Кровь на хорионический гонадотропин (ХГЧ) для точного подтверждения срока.
  • Кровь на сифилис, ВИЧ, гепатит.

При наличии хронических заболеваний назначаются консультации у профильных специалистов и дополнительные методы лабораторной диагностики. В нашей клинике все обследования можно пройти за один-два дня и быстро получить результат.

Противопоказания к медикаментозному аборту

• Внематочная беременность.
  • Задержка свыше 42 дней.
  • Беременность, наступившая на фоне приема гормональных контрацептивов.
  • Низкая свертываемость крови.
  • Тяжелые заболевания печени, почек, легких, других внутренних органов.
  • Злокачественные новообразования половой сферы.
  •  Острые инфекционные и воспалительные процессы тазовых органов.

Относительными противопоказаниями считаются – возраст старше 35 лет, гипертония, сахарный диабет, наличие доброкачественных опухолей половой сферы. В этом случае решение о возможности проведения медикаментозного аборта принимается врачом, в зависимости от состояния здоровья пациентки.

Как проводится медицинский аборт

В назначенное время женщина приходит в клинику, где ей дается препарат-антигестаген. На первом этапе прерывания беременности используются лекарственные средства, выпускаемые разными брендами на основе мифепристона. Из-за схожего состава их действие практически не отличается. Для большей эффективности препарат желательно выпить натощак или через два часа после последнего приема пищи.

Средство для фармаборта на основе мифепристона оказывает несколько эффектов:

• Блокирует рецепторы гормона-прогестерона, сохраняющего беременность. Это приводит к разрушению сосудов в зародышевых оболочках и прекращению развития эмбриона
  • Делает внутреннюю поверхность матки – эндометрий непригодной для роста и развития зародыша
  • Стимулирует высвобождение белка интерлейкина-8, повышающего чувствительность тканей к простагландинам. Препараты на их основе женщине дают при втором посещении

Дозировка подбирается, согласно инструкции, как правило, это 600 мг. После приема препарата врач в течение трех часов наблюдает за состоянием пациентки. Если женщина хорошо себя чувствует, у нее не возникла рвота или аллергическая реакция, пациента может идти домой. При рвоте средство дают повторно.

В течение 24–48 часов, иногда раньше, начинаются кровянистые выделения, которые могут сопровождаться тянущей болью внизу живота, как при менструации. Отсутствие выделения крови не указывает на неэффективность прерывания, а считается индивидуальной реакцией организма.

Через 36–48 часов после приема первого лекарства женщина должна снова прийти в клинику. Врач ей дает другой препарат Мизопростол (Миролют), в дозе 400 мг, вызывающий сокращение матки и отхождение плодного яйца. Принять лекарство нужно, даже, если выкидыш уже произошел после применения мифепристона. Мизопростол поможет полностью очистить матку, внутри которой не останется фрагментов плодного яйца

После приема мизопростола женщина в течение примерно 4 часов находится в клинике, а затем опять уходит домой. В 80% случаев в течение 6–8 ч. происходит интенсивное сокращение мышечного слоя матки – миометрия, расширение цервикального канала и выход плодного яйца. Чтобы не нарушить действие абортивных лекарств, не рекомендуется принимать спазмолитические, обезболивающие и другие препараты, не рекомендованные врачом.

Примерно про 10% случаев плодное яйцо выходит не сразу, а в течение недели и даже больше. Если аборт так и не произошел, нужно обратиться к врачу. Гинеколог проведет обследование и, если эмбрион остался внутри матки, использует другой метод прерывания. Но такое бывает крайне редко – беременность прерывается более, чем в 98% случаев. Большинство неудач вызваны неправильным поведением пациентки и несоблюдением сроков прерывания.

Прерывание беременности сопровождается кровотечением, интенсивность которого зависит от этапа фармаборта и индивидуальных особенностей женщины. До выхода плодного яйца крови вытекает немного, после его отхождения кровотечение бывает достаточно обильным – за сутки тратится до 10 прокладок высокой впитываемости. Примерно через сутки крови начинает выделяться меньше, а на 8–10 день все прекращается. При длительно сохраняющейся «мазне» нужно обратиться к гинекологу.

Что ощущает женщина во время медикаментозного аборта

Отхождение плодного яйца сопровождается сокращением гладкой мускулатуры, сопровождающимся болевыми ощущениями и спазмами. Поскольку матка иннервируется нервами, входящими в состав яичникового сплетения, боль может распространяться на весь низ живота и отдавать в поясницу.

Степень болевых ощущений у женщин может быть разной:

• Примерно у 10% пациенток болевые ощущения сильнее, чем при менструации. Такая ситуация характерна для нерожавших пациенток, тех, кто прерывает первую беременность и делает фармаборт на максимально допустимом сроке. Повышенная интенсивность боли наблюдается и у женщин, страдающих альгоменореей –болезненными менструациями.
  • У 40% женщин боль умеренная, вполне сравнимая с менструальной.
  • У остальных 50% боль незначительная, иногда слабее, чем во время критических дней.

Болезненные ощущения напрямую зависят от эмоционального состояния. Поэтому при проведении медикаментозного аборта лучше не волноваться, а четко выполнять назначения врача.

В этот период могут наблюдаться:

• Боли, спазмы в животе.
  • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта тошнота, рвота, жидкий стул.
  • Слабость, головокружение, головная боль.
  •  Бессонница, тревожность

При очень сильных болях и кровотечениях нужно обратиться к врачу. Для связи каждая пациентка в нашей клинике получает номер телефона, по которому можно позвонить и проконсультироваться.

Что делать после медикаментозного аборта – рекомендации

После отхождения плодного яйца матка сокращается и начинается восстановительный период. Организм возвращается в состояние, как до беременности

В этот период нужно соблюдать ряд ограничений:

• Максимально исключить физические нагрузки, не поднимать тяжестей.
  • Не пользоваться тампонами, для сбора выделений можно применять только прокладки.
  • Не перегреваться, не париться в бане и сауне, отказаться от посещения солярия и пляжа.
  • Избегать стрессов, поскольку нервная система в этом время и так находятся в стрессовом состоянии.
  • Больше отдыхать, чтобы организм быстрее восстановился
  • Не купаться в водоемах, не принимать ванну. Проникновение в половые пути воды, содержащей микробы, может привести к развитию инфекции. Из водных процедур разрешается только душ.

Интимную жизнь можно начинать только после следующих менструаций. Преждевременная близость приводит к приливу крови к матке и может спровоцировать кровотечение.

Через две недели после медикаментозного аборта нужно показаться врачу и сделать УЗИ, чтобы убедиться в полном очищении полости матки. В зависимости от состояния пациентки гинеколог может назначить дополнительные исследования и приемы.

Не нужно бояться делать медикаментозный аборт. Эта процедура максимально безопасна, число серьезных осложнений не превышает один случай на 100 тыс. процедур. Такого высокого показателя нет у других методов прерывания беременности. Научные исследования показали – комбинация препаратов, используемых для фармаборта не влияет на последующие беременности. Практически у всех женщин в течение одного-двух месяцев восстанавливается цикл и происходит овуляция.